Психиатр Головкина: после COVID-19 часто развивается депрессия


Фото: Global Look Press/IMAGO/Zoonar.com/Dmitrii Marchen

Постковидная депрессия и тревога маскируются под физические болезни годами после COVID-19.

Пациенты, перенесшие COVID-19, нередко жалуются месяцами на одышку, боль в области сердца и желудка, усталость, повышение артериального давления и снижение концентрации внимания. Часто лишь спустя полгода становится понятно, что симптомы связаны не с физическими болезнями, а с постковидными тревогой и депрессией, которые маскируются под соматические проявления. Об условиях, повышающих риск возникновения таких состояний, а также о возможностях лечения рассказала 10 октября «Известиям» кандидат медицинских наук Дарья Головкина, ассистент кафедры психиатрии и наркологии Сеченовского Университета, которая провела исследование психических расстройств после COVID-19.

Пандемия коронавируса началась чуть более пяти лет назад и официально была объявлена законченной 5 мая 2023 года. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), теперь COVID-19 стал сезонным респираторным заболеванием наряду с гриппом. С начала пандемии ученые фиксировали рост числа случаев депрессии и тревожных расстройств у переболевших COVID-19 — показатели варьировались от 12% до 46%.

«Тем не менее, конкретные характеристики течения постковидных депрессий и тревог, сроки их возникновения и факторы риска изучены пока недостаточно, поэтому мы в Сеченовском Университете провели собственное исследование», — отметила Головкина.

Депрессия у пациентов после COVID-19 зачастую была выраженной: 50% случаев — умеренная и 31% — тяжелая форма. В таком состоянии человеку иногда сложно даже умыться или выполнить домашние дела, пояснила врач. У 26% обследованных выявляли тревожные расстройства — панические атаки или постоянное беспокойство, которое значительно ухудшало качество жизни. У большинства людей проявления депрессии и тревоги сочетались.

«Считается мифом, что человек страдает либо депрессией, либо тревогой. Очень часто при депрессии, помимо упадка настроения и сил, присутствует диагональная тревога», — разъяснила Головкина.

У третьей части тех, кто перенес коронавирус и впоследствии страдал от депрессии или тревоги, обнаружили когнитивные нарушения легкой или умеренной степени. Это проявлялось в снижении внимания, памяти и ощущении «тумана» в голове. По словам Головкиной, такие симптомы характерны не только для постковидных состояний, но и для самой депрессии и тревожных расстройств. При тревоге, связанной с постоянным ощущением опасности, внимание также может быстро отвлекаться на раздражающие факторы.

Зачастую депрессия и тревога маскируются под утомляемость и соматические симптомы. Большинство пациентов (61%) жаловались на одышку, боль в груди, головные боли, тахикардию, повышенное потоотделение, боли в мышцах и суставах, а также проблемы с желудочно-кишечным трактом и усталость. В таких случаях люди обращаются к специалистам различных профилей — гастроэнтерологам, кардиологам, неврологам, однако если причина психическая, ни УЗИ, ни КТ не выявят патологию.

«Например, один наш пациент с неожиданными скачками давления почти дошел до кардиохирурга, ожидая найти органическую болезнь, но оказалось, что у него тревожное расстройство, о котором он не подозревал — были лишь физические ощущения. После начала терапии психического состояния симптомы исчезли», — дополнила доктор.

В среднем люди попадали к психиатру лишь через пять месяцев после появления симптомов. При наличии подобных жалоб специалист советует исключить физические причины, но не стоит откладывать визит к психотерапевту или психиатру, так как без лечения расстройство может усугубиться. Поскольку пациенты чаще обращаются к врачам с жалобами на усталость и телесные проявления, а не на плохое настроение или тревогу, Головкина рекомендует терапевтам, кардиологам и другим специалистам внимательно отслеживать психическое состояние пациентов после COVID-19 и использовать скрининговые опросники для принятия решения о направлении к профильным специалистам.

В Сеченовском Университете также советуют учитывать факторы риска. У большинства пациентов постковидные расстройства появлялись в течение двух месяцев после выздоровления, но случаи с симптомами возникали и спустя 10 месяцев. Исследование показало, что высокий риск депрессии и тревожных нарушений сохраняется примерно в течение года.

Ключевыми факторами риска выступают наследственность — у 57% пациентов в истории болезни зафиксированы психические расстройства у родственников, а также перенесённые черепно-мозговые травмы и наркозы (44%). Риск также выше, если в детстве имелись тики, фобии или энурез, если пациент злоупотреблял алкоголем, а течение COVID-19 сопровождалось длительной потерей обоняния и вкуса. Отметим, что ученые не выявили связи развития депрессии и тревожности с тяжестью коронавирусной инфекции или применением лекарств в процессе лечения.

Сеченовские специалисты разработали и опубликовали терапевтический план для лечения постковидных расстройств, включающий препараты с разным механизмом действия. Дозировки и препараты подбираются индивидуально с учетом симптоматики пациента. В исследовании показана эффективность таких схем — за восемь недель полного выздоровления достигли 79% пациентов с депрессией и 77% с тревожными расстройствами. При этом помимо медикаментов психиатр применяет психотерапию, а при отсутствии результата — транскраниальную стимуляцию мозговых отделов.

Ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев постковидные расстройства не связаны с текущими внешними событиями. Лишь у 13% пациентов было установлено влияние психотравмирующих факторов, таких как смерть близких, увольнение или развод.

«В начале пандемии рост психических расстройств связывали со стрессом от ситуации и заболеванием, но по мере времени стало ясно, что перенесенная инфекция имеет гораздо большее значение», — уточнила Дарья Головкина.

Она также рассказала о нескольких механизмов влияния COVID-19 на психическое здоровье, которые могут взаимодействовать. Так, при так называемом цитокиновом шторме у больных резко повышается уровень воспалительных цитокинов, а системное воспаление доказано связано с депрессивными состояниями. Кроме того, вирус способен проникать через гематоэнцефалический барьер, оказывая влияние на мозговые клетки. В некоторых случаях возникают сосудистые нарушения и сбои в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, что ведет к биохимическим изменениям, способствующим развитию депрессии. Дисбаланс ключевых нейромедиаторов — серотонина, норадреналина и дофамина — также усугубляет психические нарушения, включая тревожные и депрессивные расстройства.

Врач советует быть внимательнее к себе и близким после перенесенного COVID-19: зачастую человек не осознает у себя проблему, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше прогноз.

Ранее, 15 сентября, эпидемиолог, заместитель Российской академии образования и академик РАН Геннадий Онищенко поделился, что новый штамм коронавируса «Стратус», несмотря на более высокую заразность, не вызовет новой пандемии. По его словам, заболеваемость будет расти подобно гриппу. Специалист подчеркнул, что пандемия завершилась, однако вирус продолжает циркулировать в популяции, поэтому важно поддерживать здоровье и следовать профилактическим рекомендациям.