Полевой прием: войска осваивают новую тактику танкового боя


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Новая танковая тактика огневого наката меняет правила боя на поле СВО

В зоне проведения специальной военной операции танкисты осваивают новый способ ведения боя, который получил название «огневой накат». В этом тактическом приеме бронетехника действует парами: одна машина стреляет с укрытой позиции, а вторая выезжает на нейтральную полосу для ведения огня прямой наводкой. Специалисты считают, что такой метод повысит эффективность прорыва обороны вражеских укрепленных районов.

Огнем и броней

Во время боевых действий экипажи танков, использующие тактику огневого наката, работают вдвоем. Одна машина ведет огонь из закрытой позиции, другая — на нейтральной территории прицельно поражает огневые точки противника. Танки осуществляют стрельбу на ходу, после нескольких выстрелов отступают назад, чтобы позже повторить маневр с иного направления, что существенно затрудняет вражеской стороне поражение бронемашин, рассказали источники «Известий» в Министерстве обороны РФ.

Тактика огневого наката уже внедряется в зоне СВО и отрабатывается танковыми экипажами на полигонах в тылу, отметили собеседники издания.

По их словам, успешное применение требует тщательной подготовки — необходимо учитывать погодные условия, рельеф местности и свойства грунта. Ключевым фактором победы являются точность и скорость стрельбы, а также умелые маневры экипажа во время боя.

Эксперт Юрий Лямин рассказал «Известиям», что эта новая тактика особенно эффективна при выполнении боевых задач по уничтожению вражеских опорных пунктов и поддержке наступающих штурмовых подразделений.

— Танк, работающий с закрытой позиции, будет подавлять огневые средства врага и не даст ему выглянуть из укрытия, — пояснил Лямин. — Вторая машина, открыв прямой огонь, уничтожит огневые точки противника. Особую роль в этом процессе играет поддержка наших дронов, которые корректируют артиллерийский огонь, информируют о появлении новых целей и возможных угрозах, например, о бронетехнике противника, приближающейся к передовой.

Для защиты танков, выезжающих на открытую позицию, полезным будет прикрытие с помощью наших беспилотных аппаратов, способных обезопасить машины от атак вражеских дронов, добавил Юрий Лямин.

На опыте СВО

Военный эксперт Алексей Леонков сообщил «Известиям», что тактика огневого наката является инициативной и появилась непосредственно в танковых подразделениях, участвующих в боях.

— Она показывает определенную эффективность на поле боя, — отметил он. — Танки по-прежнему остаются главным средством для уничтожения укрепленных районов. Это единственная техника, которая может приблизиться к вражеской огневой точке и оперативно ее подавить. БМП и БТР не обладают необходимой защитой и мощным вооружением для таких задач. Артиллерия же требует большого расхода снарядов и времени на поражение целей, тогда как опытный танковый экипаж справится с огневой точкой за два-три выстрела.

Леонков подчеркнул, что тактические приемы — это не догмы, а методы для успешного выполнения боевой задачи с минимальными потерями.

Он также добавил, что огневой накат не заменит классическую тактику танковой карусели, когда танки поочередно ведут прямой огонь, сменяя друг друга.

— В зависимости от обстановки возможно комбинирование различных приемов, — отметил эксперт. — Задача командира — выполнить боевую миссию быстро и с минимальными потерями.

Поиски будут продолжены

Леонков отметил, что тактика применения танков в СВО претерпела значительные изменения.

— До начала операции стрельба с закрытых позиций, невидимых для противника, была редкостью, — напомнил он. — Танки предназначались для глубокого прорыва обороны и маневрирования войск.

Он также отметил, что большому влиянию подверглось использование беспилотников.

— На танк, выезжающий на передовую, сейчас активно нацеливаются дроны противника, пытаясь его обездвижить и уничтожить, — пояснил эксперт.

В связи с этим танки получили защиту от беспилотников, известную как «мангалы». Однако такая защита имеет недостаток — металлические конструкции ограничивают сектор огня башни и орудия, не позволяя им полностью поворачиваться.

— В результате мы видим танки с «мангалами», которые выполняют роль самоходных артиллерийских установок, поддерживающих огнем пехоту с закрытых позиций или при прямой наводке, — добавил Леонков.

Эксперты подчеркивают, что в ходе СВО происходит переосмысление концепции применения танков, идет активный поиск более эффективных боевых методов, а накопленный опыт систематизируется.

— В итоге изменятся не только тактические подходы к использованию боевой техники, но и её конструкция, — уверен Алексей Леонков. — Разработчикам придется доработать танки так, чтобы они и впредь оставались основным средством прорыва обороны.

ТОСы работают парами

Во время СВО преобразуется не только тактика танков, но и алгоритмы использования тяжелых огнеметных систем (ТОС). «Известия» ранее писали, что боевые машины различных моделей взаимодействуют комплексно: ТОС-1А «Солнцепек» традиционно формирует фронтальный огневой вал на передовой, а более мобильная колесная ТОС-2 «Тосочка» наносит прицельные удары по целям в тылу.

При этом боевые расчеты ТОС-2 применяют новые, улучшенные реактивные снаряды с дальностью стрельбы до 15 км.

Тяжелые огнеметные системы зарекомендовали себя в боевых действиях при уничтожении укрепленных районов противника. Даже бетонные блиндажи и укрытия, подготовленные заранее, не спасают от воздействия термобарических боеприпасов.

Снаряды ТОС вызывают мощный огненный смерч, который проникает в любые укрытия. Основными поражающими факторами данных боеприпасов являются высокая температура, ударная волна и резкое давление перепада.