Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что трудоспособные граждане, не имеющие работы, должны ежегодно выплачивать взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 45 тысяч рублей. Эксперты, опрошенные «Известиями», признали актуальность данной проблемы, однако рекомендовали аккуратно подходить к внедрению данного предложения.
Суть предложенияВо время парламентских слушаний по проекту федерального бюджета на 2026 год и последующие 2027–2028 годы Матвиенко отметила, что в нашей стране имеется значительное число трудоспособных граждан, которые, по ее словам, «якобы не работают» и не оплачивают свое медицинское обслуживание. Она призвала изменить подходы к решению этого вопроса, при этом не нарушая конституционные права.
Матвиенко подчеркнула, что государственные расходы на ОМС можно оптимизировать, если обложить неработающих трудоспособных людей обязательным ежегодным взносом в размере 45 тысяч рублей — суммы, сопоставимой со средними платежами работодателей в фонд ОМС за своих работников.
Она пояснила, что отсутствие официального трудоустройства, вероятно, связано либо с работой в теневой экономике, либо с нежеланием работать, при этом исключаются несовершеннолетние, пенсионеры и лица, неспособные к труду по состоянию здоровья.
Матвиенко охарактеризовала проблему оплаты взносов в ОМС неработающими гражданами как «назревшую и даже перезревшую».
Речь о каких безработныхСогласно данным Росстата, уровень безработицы в России в августе 2025 года снизился до рекордных 2,1% по методике Международной организации труда, что является максимальным минимумом с 1991 года. Общее число безработных оценивается на уровне 1 млн 592 тыс. человек, при этом в службах занятости зарегистрировано 400 тыс. человек, из которых официально безработными признаны 300 тыс.
Глава Минтруда Антон Котяков в недавнем интервью напомнил, что ведомство вместе с Фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной налоговой службой изучает численность неработающих в трудоспособном возрасте россиян, в том числе с точки зрения проблем с медицинским страхованием. Мэр Москвы Сергей Собянин в сентябре заявлял, что столичные власти ежегодно платят за неработающих горожан в ФОМС около 180 млрд рублей, а регионы в целом — порядка 1 трлн рублей. В эту сумму входят взносы за многодетных матерей, инвалидов и студентов, однако Собянин также отметил существование примерно 10 млн граждан без ограничений, которые не работают и не обращались за соцподдержкой или страхованием в ФОМС.
В прошлом году бюджет ФОМС формировался исходя из страхового охвата 143,8 млн человек, из которых 79,9 млн — неработающие жители страны.
По классификации МОТ, безработный — это человек, который не имеет работы, активно ее ищет и готов приступить к ней сразу. Однако отсутствие работы не всегда делает человека безработным. Среди них выделяют несколько категорий: потенциальная рабочая сила, желающие работать, но не ищущие работу, и те, кто не хочет работать вовсе.
В июне 2025 года примерно 14,5 млн человек трудоспособного возраста не входили в экономически активное население. Из них 11,5 млн не стремятся к труду: 6 млн очников, 2 млн пенсионеров, 1,6 млн занимающихся домашним хозяйством и 1,9 млн не относящихся ни к одной категории. В качестве потенциальной рабочей силы выделялось 768 тыс. человек.
Кроме того, 2,1 млн человек хотят работать, но не ищут работу и не готовы приступить к ней. Котяков в интервью отметил, что если взрослый человек не работает, государство вправе спросить: «А почему?», при этом выступая против введения «налога на тунеядство».
Данные о доходах безработных в статистике отсутствуют.
Профессор Финансового университета Александр Сафонов сообщил «Известиям», что официально зарегистрированные безработные обычно имеют единственный источник дохода — пособие по безработице.
— Если кто-то скрывает временную занятость, он рискует быть снятым с учета и обязан возместить полученные выплаты. Также бывает, что некоторые просто не становятся на учет, но самостоятельно ищут работу — тогда их финансовая поддержка обеспечивается семьей.
В августе 2025 года пособия по безработице получали около 200 тыс. человек.
Возможные пути реализации взносов в ОМСВице-президент Национальной медицинской палаты Сергей Дорофеев поддержал инициативу Валентины Матвиенко.
— В советское время за тунеядство даже наказывали, — заметил он «Известиям». — Думаю, это разумное решение. Почему те, кто официально работают и платят взносы в систему обязательного медицинского страхования, должны содержать систему, которой пользуются все без исключения?
Александр Сафонов также не сравнил инициативу с «налогом на тунеядство», но оценил предложение как здравое.
— Возможное превращение меры в «налог на тунеядство» последует, если не будет четкой классификации «безработных с доходом», — уточнила генеральный директор СК «Ингосстрах-М» Наталья Курбатова в интервью «Известиям». — Речь не о тех, кто временно потерял работу или ухаживает за детьми и престарелыми. Это касается людей с теневыми доходами, уклоняющихся от взносов.
По ее мнению, успешность и справедливость этой меры зависят от точного выделения категории и корректного администрирования.
Председатель Национальной ассоциации управленцев здравоохранения, член Общественной палаты РФ Муслим Муслимов предупреждает о необходимости учитывать ряд важных аспектов.
— Конституция РФ в статье 41 гарантирует бесплатную медицинскую помощь каждому, независимо от трудового статуса, — заметил он «Известиям». — Любые изменения этого основополагающего принципа требуют широкого общественного и экспертного обсуждения, а возможно, изменений в законодательстве.
По словам Муслимова, следует внимательно изучить целевую аудиторию.
— Среди «неработающих» могут быть, например, самозанятые, предпенсионеры и молодые матери, для которых ежегодный взнос в 45 тысяч руб. за полис ОМС может оказаться непосильным, — отметил он. — Перед введением такой нормы необходимо провести глубокое исследование, сегментировать аудиторию и оценить уровень заболеваемости.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев видит идею повышения финансовой устойчивости системы ОМС понятной, однако призывает быть аккуратными с обязательными взносами для неработающих, так как «сложно отличить сознательно безработных от тех, кто оказался без работы по вынужденным обстоятельствам». Он подчеркнул, что меры не должны негативно сказаться на наиболее уязвимых.
Соучредитель страховых брокеров ООО «СоколикГрупп» и Corpmed Андрей Шатов считает, что при внедрении инструментов для отслеживания теневого заработка идея кажется разумной. Юрист Ярослав Клейменов подчеркнул, что существуют случаи, когда налоговые органы выявляли теневые доходы по косвенным признакам, что отражено в письме ФНС России от 7 мая 2019 года № СА-4-7/8614.
Курбатова отметила, что межведомственный механизм на основе данных налоговой, Социального фонда и органов занятости может помочь.
— Анализ этих данных позволит действительно понять, кто не имеет дохода и нуждается в поддержке, а кто работает неофициально, — пояснила она. — Такая реформа будет стимулировать рост официальной занятости и укреплять систему ОМС.
Член совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко охарактеризовал предложение Матвиенко как «простое решение сложных задач, практически нереализуемое». Он считает, что выявление тунеядцев, скрывающих доходы, очень сложно и может стоить дороже, чем они принесут в систему ОМС.
— Вопрос в том, как их обнаружить и сколько это обойдется. Думаю, это потребует значительно больше средств, чем принесет прибыль. Для борьбы с ними нужны другие меры, и это непросто, — сказал он «Известиям».
Старченко полагает, что для укрепления системы ОМС необходимо принимать комплексные решения, например, объединить обязательное и добровольное медицинское страхование, предлагая востребованные услуги, за которые люди готовы платить.
— Насколько инициатива допустима, если при обращении в медучреждения потребуют справку с работы или налоговой? — задается вопросом эксперт. — Или будут отказывать «тунеядцам» в посещении врачей и госпитализации?
Юрист Ярослав Клейменов назвал данную меру неприемлемой, так как взыскивать страховые взносы с неработающих — это по сути налог с отсутствующим объектом обложения.
— Это противоречит статье 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающей учет платежеспособности граждан и исключение дискриминации по социальным признакам, — отметил он «Известиям».
По его мнению, принуждение к таким платежам приведет к банкротствам среди тех, кто не имеет финансовых ресурсов.
Сергей Дорофеев подчеркнул, что система ОМС нуждается в пересмотре, так как сейчас она больше напоминает «квазибюджетное финансирование»: система должна быть либо страховой, либо бюджетной. Если избрана страховая модель, требуется внедрение существенных изменений.