США пока не возвращают Турцию в программу истребителей F-35


Фото: Global Look Press/Boris Roessler

Эрдоган напомнил Трампу о неоплаченных истребителях F-35 и получил новые требования США

Реджеп Эрдоган вновь напомнил Дональду Трампу, что Турция уже оплатила истребители F-35, однако так и не получила ни самих самолетов, ни возвращенных средств. Несмотря на то, что в турецком МИД считают визит президента в Белый дом «очень продуктивным и успешным», реальные итоги встречи двух лидеров оказались менее впечатляющими. Турция пошла на значительные уступки, но получила в ответ лишь больше новых требований. Подробнее об этом — в материале «Известий».

Заплатили, но не получили

«Я рассказал Трампу, что мы уже внесли оплату за F-35. Теперь будем следить за тем, как будут развиваться события», — отметил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган спустя несколько дней после возвращения из Вашингтона.

Последний раз турецкий лидер бывал в США шесть лет назад и, по словам его окружения, очень рассчитывал на встречу с американским президентом. В отношениях Анкары и Вашингтона накопилось много вопросов, требующих оперативного решения.

Внимание к этим переговорам было особенно высоким — по мнению Bloomberg, успех встречи мог привести к беспрецедентному росту сотрудничества в оборонной промышленности между двумя давними союзниками.

В Турции за несколько дней до встречи на телеканалах известные журналисты и эксперты активно строили прогнозы, подчеркивая важность так называемого «образцового партнерства» с США, как его традиционно называли в республике.

Американский президент подогревал интерес, давая понять, что переговоры обещают быть многообещающими. Он отмечал, что у него «очень хорошие» отношения с Эрдоганом и что стороны ведут работу по множеству торговых и военных проектов, включая крупные сделки на поставку самолетов Boeing и истребителей F-16, а также переговоры по F-35, которые, по его словам, должны завершиться положительно.

Американский лидер лично встречал турецкого президента, одетый в пиджак с золотым истребителем на лацкане, и назвал Эрдогана «высоко уважаемым человеком».

Желая расположить президента США перед переговорами и ожидая ответных дружеских жестов, Эрдоган незадолго до поездки отменил дополнительные тарифы на ряд американских товаров — табак, алкоголь, автомобили, рис, химпродукцию, твердое топливо, фрукты, которые Анкара раньше ввела в ответ на санкции вашего Вашингтона.

Удар по планам

Эрдоган стремился вернуть Турцию в программу истребителей F-35 и добиться отмены ограничений, наложенных в рамках Закона о противодействии врагам Америки через санкции (CAATSA). Именно из-за этого закона, введенного шесть лет назад, Анкара лишилась доступа к F-35, первую партию которых ранее оплатила.

Что касается программы F-16, Турция планирует провести модернизацию истребителей, уже стоящих у нее на вооружении.

Тем не менее визит в Белый дом не принес ожидаемых выгод для Анкары.

Трамп прямо дал понять, что не намерен возвращать Турцию в программу F-35 без условий и не будет продавать двигатели для турецких истребителей KAAN без определенных уступок. По всей видимости, он имел в виду отказ от российских систем ПВО С-400 «Триумф», из-за покупки которых Анкара и попала под действие CAATSA.

Вместо этого стороны договорились о приобретении турецкой авиакомпанией Turkish Airlines 225 самолетов американской корпорации Boeing. Кроме того, Турция согласилась закупать сжиженный природный газ у США в течение ближайших 20 лет и подписала соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике.

Трамп намекнул, что это лишь начало, выразив надежду, что в будущем Турция полностью перейдет с российских энергоресурсов на американские.

В российском МИД на эту ситуацию отреагировали довольно сдержанно, подчеркнув: «Мы нисколько не сомневаемся, что Турецкая Республика уважает себя и свой народ». В то же время оппозиционная Народно-Республиканская партия (НРП) выступила с требованием объяснить ситуацию. «Выбор СПГ — это диверсификация энергетики или геополитическая игра? Что выгоднее для Турции: дешевый газ из России или дорогой из США?» — заявил депутат НРП Зейнель Эмре с парламентской трибуны.

На следующий день министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар рассказал, что закупки нефти осуществляют в основном частные компании, которые принимают решения о поставщиках исходя из коммерческих соображений, и добавил, что закупки газа у России будут продолжены.

Власти Турции пока не подводят итогам визита Эрдогана в Вашингтон и избегают конкретики. Корреспондент турецкого телеканала NTV Haber Хусейин Гюнай, работающий в Вашингтоне, выразил свое мнение, отреагировав на переговоры двух лидеров: «Эта встреча не дала нам ничего конкретного. Мы получили по шапке». Агентство AP случайно зафиксировало его слова. В итоге журналист был уволен, несмотря на то что в тот день у него родился ребенок.

Мнение экспертов

Алина Сбитнева, научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, в интервью «Известиям» отметила, что сейчас американо-турецкие отношения находятся на этапе балансирования.

— Отношения так и не оправились после нескольких кризисов, начавшихся еще в первый президентский срок Трампа. Тогда между ним и Эрдоганом были напряженные отношения, сопровождаемые колкими высказываниями и значительным ростом американских пошлин на сталь и алюминий из Турции, — пояснила политолог.

По ее мнению, нынешнее положение можно описать как продолжение торга.

— США не готовы слишком сильно отпускать от себя такого стратегически важного союзника, как Турция. В свою очередь, Анкара старается получить максимальное количество преференций. Таким образом, стороны пытаются договориться о наиболее выгодных условиях для будущего сотрудничества, — подчеркивает эксперт.

По словам Сбитневой, Турция, судя по заявлениям официальных лиц, стремится вернуться в программу F-35. Тем не менее представители США регулярно дают понять, что, пока Анкара сохраняет систему С-400, это маловероятно.

— Турция нужна США, по крайней мере в роли посредника для установления контактов с новыми сирийскими властями, поэтому теоретически уступки возможны, — считает политолог.

Она отметила, что недавняя встреча президента Турции и США скорее напоминала сверку часов.

— Что касается газа, Турцию давно пытаются отдалить от России и ослабить энергетическое сотрудничество двух стран. Сейчас Турция участвует во многих проектах по газу и транспортной логистике, идущих в обход России. Поэтому закупка американского СПГ — своего рода реализация плана по диверсификации поставщиков, — подчеркнула тюрколог.

Однако она добавила, что вопрос стоимости диверсификации также важен.

— Оппозиция Турции задает вполне логичные вопросы, поскольку в нынешней экономической ситуации финансовые аспекты приобретают особое значение. Политика США в значительной мере построена на желании ослабить Турцию и сделать ее зависимой от решений Запада, — резюмировала эксперт.

Коллективный Запад осознает, что так можно управлять Анкарой в условиях развития полицентричного мироустройства и появления новых центров силы, подытожила Сбитнева.

Владимир Аватков, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, в интервью «Известиям» подчеркнул, что Турция — развивающаяся держава, которая хочет стать одним из центров силы нового полицентричного мира.

— Страна стремится быть хабом, а не жаловаться, поэтому, несмотря на призывы США отказаться от российских энергоносителей, Турция продолжит закупать природный газ у России, — пояснил тюрколог.

По его словам, не возникало сомнений, что Анкара выберет именно такой путь.

— Несмотря на экономические сложности, государство продолжает борьбу. В итогах визита в Белый дом Турция мало что добилась, а прежнее «образцовое партнерство» оказалось далеко не таковым, хотя и полным задора, — подытожил аналитик.