26 сентября министры обороны девяти стран-членов Европейского союза договорились о необходимости реализации проекта под названием «стена дронов». Этот проект предусматривает формирование линии защиты от беспилотников вдоль восточной границы ЕС. По завершении переговоров еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс сообщил, что теперь планируется разработка технической дорожной карты. В это же время в Риге проходило заседание начальников генштабов государств НАТО, где поднимался аналогичный вопрос. Сенатор Совета Федерации Владимир Джабаров в интервью «Известиям» отметил, что создание такой оборонительной линии представляет собой прямую угрозу безопасности России. Эксперты считают, что у Российской Федерации имеется военный ответ на эту европейскую инициативу.
Министры обороны ЕС утвердили «стену дронов»Европейский союз продолжает работу над проектом, направленным на создание многоуровневой противодронной системы на своем восточном фланге. 26 сентября прошла видеоконференция с участием министров обороны стран восточного фланга ЕС, а также представителей Еврокомиссии и Украины. По окончании диалога еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс заявил, что все участники согласились с необходимостью реализации данного проекта. Теперь начнется практическая фаза, и работы будут ускорены. Кроме того, Кубилюс сообщил о планах добиваться политической поддержки на октябрьском саммите ЕС.
В дискуссии участвовали министры обороны Болгарии, Дании, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии и Эстонии. По некоторым сведениям, было также вовлечено Министерство обороны Венгрии. Несмотря на название «стена дронов», проект не подразумевает физическую стену: предполагается создание интегрированной сети, включающей средства обнаружения и радиоэлектронной борьбы, перехватчики и систему общего обмена данными между странами альянса.
По мнению Владимира Джабарова, первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по международным делам, данный проект является прямой угрозой для России.
— Конечно, это угроза. Ситуация показывает, что Европа заражена вирусом войны и не способна избавиться от агрессии. Такой напряжённости с европейской стороны давно не наблюдалось, — отметил сенатор, отвечая на вопрос об опасности проекта для России.
Джабаров подчеркнул, что данная военная инфраструктура у российских границ является явной провокацией.
— Любая ошибка, недоразумение или отклонение дронов с заданного маршрута создаёт риск инцидента. Считаю, что рано или поздно такое случится. После этого не стоит обвинять Россию в агрессии и не провоцировать нас, — добавил он.
Хотя проект амбициозен, существуют серьёзные вопросы по его реализации. У государств-участников пока нет единого мнения о том, как именно должна выглядеть «стена» и какую длину она должна иметь. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что линия защиты может протянуться до Черноморского региона через Румынию и Болгарию. По мнению западных экспертов, финансирование может быть обеспечено через кредитную платформу SAFE (Security Action for Europe) с доступным объемом до €150 млрд. Ранее «Известия» оценивали стоимость проекта в пределах €3-7 млрд.
В тот же день в Риге стартовала ежегодная выездная конференция военного комитета НАТО для начальников штабов, где обсуждались вопросы восточного фланга альянса, противовоздушной обороны и связи с наработками учений REPMUS, связанных с беспилотными системами. Среди тем обсуждения также была «стена дронов».
Зачем нужна «стена дронов»Обсуждения «стены дронов» активизировались после серии инцидентов с беспилотниками в странах НАТО. Так, в ночь на 10 сентября около двадцати БПЛА нарушили воздушное пространство Польши, причем в Варшаве утверждали, что дроны российские, хотя в Москве эти обвинения опровергли.
В Дании также зафиксировали неопознанные дроны. В ночь на 24 сентября аэропорт Копенгагена приостановил работу на четыре часа из-за присутствия крупных беспилотников поблизости. Ночью 25 сентября временно закрылся аэропорт Ольборга. Власти назвали эти события «гибридной атакой». Официальных обвинений в адрес России не было, однако некоторые СМИ уже связывают инциденты с Москвой.
Эти случаи стали импульсом для обсуждения «стены дронов» на уровне министров обороны ЕС и стали основной темой заседания НАТО в Риге. Эти события выгодны европейской бюрократии, поскольку новые инциденты с БПЛА оправдывают увеличение военных бюджетов.
Тем не менее, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович в интервью «Известиям» высказал мнение, что реализация данного проекта практически невозможна.
По его словам, страны будут тратить основное время на обсуждения, чьи радиолокационные средства будут размещены вдоль линии обороны, кто возьмет на себя финансирование и на каких предприятий это будет производиться. Без участия крупных экономик, таких как Германия и Франция, проект не реализуем принципиально.
«Стена дронов» может иметь не только оборонительное, но и наступательное предназначениеВоенную инфраструктуру, которую планируют создать европейские страны, можно использовать не только в целях обороны, но и наступательных операций, сообщил «Известиям» главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко.
Одна из задач для участников проекта — разработка радиолокационных станций, которые смогут контролировать низкие и средние высоты, где пролетают дроны. Для нейтрализации угроз от беспилотников необходимы также зенитно-ракетные системы и дроны-перехватчики, пояснил аналитик.
— Ясно, что любой перехватчик-дрон может быстро быть переориентирован на нанесение удара, поэтому это фактически приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, включая территории, где раньше ее не было, — отметил Коротченко.
Современные военные технологии развиваются стремительно, что заставляет страны совершенствовать свои средства защиты от разнообразных угроз, отметил в комментарии «Известиям» европарламентарий Милан Мазурек, говоря о «стене дронов».
— Однако такие усилия не должны переходить в необдуманные провокации по отношению к России или другим странам, — добавил он.
Для отражения данного проекта НАТО у России имеются дальнодействующие системы перехвата и средства воздушно-космической обороны, подчеркнул Коротченко. Он упомянул комплексы С-400, С-300В4, «Панцирь-С», ТОР-М2 и прочие вооружения.
При этом абсолютно неуязвимых систем ПВО не существует, поэтому цели НАТО хоть и амбициозны, но в военном плане не полностью проработаны, резюмировал специалист.