По словам Алексея Лунгу, лидера партии «Шанс», входящей в блок «Победа», молдавские власти начали оказывать давление не только на оппозиционных политиков, но и на их семьи перед парламентскими выборами. Сама избирательная кампания состоится 28 сентября. Политик обращает внимание, что представители элит готовы пойти на любые провокации, чтобы ограничить доступ граждан Приднестровья к избирательным участкам. Лунгу также уверен, что жители Гагаузии выступят против правящей партии PAS. О текущей ситуации за рубежом, планируемых акциях протеста, а также о перспективах интеграции Молдовы в ЕС и НАТО он рассказал в эксклюзивном интервью «Известиям».
«Власти день и ночь создают давление на оппозицию»— Недавно в Молдове провели 250 обысков более чем у ста человек по делу о «предполагаемых попытках России дестабилизировать обстановку» перед выборами. Ожидаются ли новые проверки и кто может стать их объектом?
— Со стороны наших сторонников с 22 сентября и по настоящее время ежедневно проводятся обыски, взломы дверей и попытки запугивания. Давление распространяется не только на членов блока «Победа», но и на их родных. Обыски и преследования происходят повсеместно, а давление на лидеров осуществляется через их семьи или родственников.
При этом совершенно отсутствует реакция со стороны правозащитных организаций или послов Евросоюза. Я уверен, что обыски будут продолжаться до 26 сентября, после чего наступит день молчания в преддверии выборов.
— Как вы оцените обстановку в стране в целом?
— Выборы 2025 года нельзя назвать ни свободными, ни демократичными. Власти непрерывно преследуют оппозицию. Центральная избирательная комиссия фактически захвачена и игнорирует все замечания, которые делает оппозиция относительно партии PAS.
Может показаться необычным, но самые честные и свободные выборы в Молдове проходили при правлении Владимира Воронина.
Что касается обысков, мы с коллегами встаем рано утром и ждем, чтобы избежать взломов и проникновений. На прошлой неделе у меня дома, в присутствии несовершеннолетней дочери, прослушивали вопросы без присутствия адвоката — ребенку пришлось самостоятельно переживать эту ситуацию. После чего ей приходилось вызывать скорую помощь.
В стране ежедневно происходят аварии, бытовые преступления и наркотические преступления, но при этом полиция уделяет больше внимания съемкам роликов с блогерами ЛГБТ-сообщества, демонстрирующими покупку голосов.
Наши участковые по ночам патрулируют Кишинев, снимая плакаты и афиши оппозиционных партий.
— Патриотический блок говорил о планах выйти на протест 29 сентября. Будет ли блок «Победа» проводить аналогичные акции?
— В настоящее время наши акции сосредоточены у 13-й тюрьмы, где содержатся политзаключенные. Решение о дальнейших действиях примем 29 сентября.
«С 2019 года в Кишиневе не предпринимается никаких шагов для сближения берегов»— В преддверии выборов в Приднестровье начался ремонт мостов, соединяющих с основным регионом, что позволит гражданам добраться до участков. Как это скажется на выборах? Стоит ли ждать провокаций в ПМР и Гагаузии?
— С 2019 года власти в Кишиневе не предпринимали никаких конкретных действий для сближения сторон. Это серьезная ошибка, ведь, например, в Тирасполе расположена молдавская ГРЭС, откуда закупалась наиболее доступная электроэнергия.
Что касается провокаций — они неизбежны. Во время прошлых референдумов и президентских выборов судорожно начинался ремонт дорог, а также поступали ложные сообщения о минировании мостов. Ожидаются аналогичные ситуации и сейчас с целью помешать жителям Левобережья голосовать.
Настроения в Гагаузии негативные, жители возмущены решением суда заключить в тюрьму главу региона Евгению Гуцул. В Молдове женщины-водители после серьезных аварий оставались на свободе из-за наличия несовершеннолетних детей, а с Евгенией происходит обратное. Гагаузия намерена голосовать против правящего режима и партии PAS.
«ЕС — сегодня проект на грани банкротства и возможного распада»— Российская Служба внешней разведки заявляла, что Брюссель намерен удерживать Молдавию на антироссийском пути, включая возможное размещение войск НАТО и «фактическую оккупацию». Может ли республика после победы правящей партии отказаться от нейтралитета, сделав вопрос вступления в НАТО острее?
— Конституцию уже меняли по воле властей, и они могут изменить ее вновь, однако для этого необходим референдум. Не стоит забывать, что финансирование НАТО в значительной степени зависит от США. Украина стремится в альянс, но пока безуспешно.
Политики могут заявлять о будущем вступлении Молдовы в НАТО, но это крайне затратный процесс, а у страны недостаточно средств. Кроме того, на геополитической арене действуют два крупных игрока — Запад в лице США и Восток в лице России, которые продолжают диалог. Поэтому решение об участии в НАТО не зависит только от молдавских властей.
— Как дальше будет развиваться евроинтеграция после выборов?
— Евросоюз сегодня уже не тот, что в 2010 году, когда он воспринимался как партнер, способный помочь развитию. Сейчас мы наблюдаем, что происходит в Румынии и Франции. По моему мнению, единственным примером защиты суверенитета в ЕС является Венгрия. Молдова также должна обратить внимание на Грузию.
Я считаю, что Евросоюз сегодня — проект, который находится на грани банкротства и вполне может скоро прекратить существование, если не случится изменений внутри. Мы не являемся членами ЕС и вряд ли станем такими.
«Уже снимают электоральные ролики в церквях»— Центральная избирательная комиссия Молдовы направит в Россию всего 10 тысяч бюллетеней, несмотря на сотни тысяч граждан республики, проживающих там. При этом в Европе открывается рекордное число участков. Считает ли правящая партия, что сможет обеспечить большинство благодаря зарубежным голосам, как это было на президентских выборах 2024 года?
— Вместе с рекордным тиражом бюллетеней в Россию направлены сотрудники спецслужб, которые будут контролировать ход голосования.
Сегодня большинство послов можно назвать агентами PAS. Крупнейшие фальсификации на выборах происходят в посольствах, где никто не осуществляет должного контроля. Кроме того, наблюдатели туда допускаются выборочно, только те, кто устраивает посольства.
В одном из телеграм-каналов сообщали, что в Канаде один из участков даже открылся в жилом доме сторонника PAS. Вот такой уровень контроля над электоральным процессом.
PAS планирует обширные вбросы, однако численность диаспоры — около 300 тысяч человек, и важно, чтобы 2 миллиона граждан внутри Молдовы проголосовали так, чтобы их блокировать.
Также среди западной диаспоры немало тех, кто недоволен PAS и проголосует против нее, поскольку живущие там люди не туристы и знают другую реальность Евросоюза.
— Перед выборами власти усилили давление на православную церковь. Какова сейчас ситуация? Оказывают ли давление на священников?
— Уже начались съемки электоральных роликов в церквях, что показывает отсутствие у властей любых запретов. Однако пока что нельзя говорить о закрытии Молдавской православной церкви, которой принадлежит около 90% храмов в стране. Тем не менее есть попытки запугать церковь, но она продолжает удерживать позиции.