Чиновники Федеральной резервной системы (ФРС) США приняли решение снизить ключевую процентную ставку на 0,25 процентного пункта и допустили возможность еще двух снижений в течение текущего года. Российские аналитики утверждают, что, несмотря на отсутствие прямого влияния американской ставки на российский рынок и экономику, косвенные последствия могут оказаться значительными. Подробнее — в материале «Известий».
Трамп требовал снижение вдвоеРешение о снижении базовой ставки до 4-4,25% последовало после длительного давления со стороны Белого дома, который настаивал на сокращении стоимости кредитования. Доходность по американским облигациям держится около многолетних максимумов, что усложняет финансирование бюджетного дефицита. Администрация Дональда Трампа и сам президент обращали внимание на слабость рынка труда и высокую реальную ставку, превышающую показатели при Джо Байдене.
Голосование завершилось почти единогласным принятием решения — 11 голосов против одного. Единственным, кто был против, стал новый член Совета управляющих ФРС, назначенный Сенатом от Трампа, Стивен Миран. Он и администрация выступали за снижение ставки на 0,5 процентного пункта. Другие представители Трампа в Совете — Кристофер Уоллер и Мишель Боуман — ранее поддержавшие снижение в июле, сейчас согласились с общим решением. Одновременно ФРС продолжит распродажу облигаций и других долговых бумаг с баланса, что частично компенсирует эффект смягчения денежно-кредитной политики.
Новый медианный прогноз ФРС предполагает еще два снижения по 25 базовых пунктов до конца года, что приведет ставку к уровню 3,6% (в пределах 3,5-3,75%). Таким образом, общее снижение ставки в 2024 году может достигнуть 75 базисных пунктов. Предыдущие ожидания предусматривали сокращение на 50 пунктов.
Какие перемены?Ранее внимание России было направлено на параметры ставок ФРС. Обычно их изменение оказывало сильное воздействие на российские финансовые рынки и в среднесрочной перспективе — на экономику страны. Сейчас, учитывая массовый исход иностранных инвесторов с российского рынка и пониженную зависимость РФ от западной рыночной конъюнктуры, значение монетарной политики ФРС ослабло. Тем не менее, косвенные влияния сохраняются, поясняет начальник отдела макроэкономического анализа Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Евгений Гранкин.
— Ранее уменьшение ставки ФРС способствовало росту притока капитала на рынки развивающихся стран, что увеличивало спрос на национальные валюты. После 2022 года доступ иностранных инвесторов к российским финансовым инструментам сузился, из-за чего прямое воздействие ставок ФРС на экономику России практически перестало работать, — отмечает экономист.
По его мнению, в нынешних условиях большую роль играют опосредованные механизмы.
— Во-первых, снижение ставки ФРС обычно приводит к ослаблению доллара по отношению к корзине валют других государств. Для рубля это может стать дополнительным поддерживающим фактором, так как уменьшается мировой спрос на доллары, растет покупательная способность стран-партнеров в их национальных валютах. Во-вторых, более мягкая политика ФРС стимулирует спрос на сырьевые активы (нефть, золото, металлы), — уточняет специалист.
Для России это положительный фактор, способствующий увеличению экспортных доходов. Таким образом, влияние американских процентных ставок на экономику РФ сохраняется, но изменяется характер этого влияния: снижается роль капитальных потоков, возрастает значение поступлений от внешнеторговой деятельности. Значимым является и общее движение курса доллара по отношению к валютам торговых партнеров.
Позитив для сырьевого сектораКак подчеркнул заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара Евгений Горюнов, снижение ставки было ожидаемым шагом.
— Само решение по ставке едва ли окажет значимое влияние на российскую экономику и финансовые рынки. Однако надо учитывать, что решение ФРС отражает текущее состояние американской экономики и серьезно влияет на мировые рынки, — добавил эксперт.
Он отметил, что снижение ставки напрямую не окажет воздействия на Россию, но причины такого решения (рост безработицы, сокращение инвестиций и потребления в США) свидетельствуют о признаках замедления совокупного спроса в американской экономике.
— Следовательно, глобальные цены, скорее всего, продолжат тенденцию к снижению, начавшуюся во втором полугодии 2024 года. В этой ситуации укрепления рубля и роста валютных поступлений от экспорта ожидать не стоит, вследствие чего у Банка России появляется дополнительный аргумент для паузы в цикле смягчения денежно-кредитной политики.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах при этом отметил, что последствия решения ФРС стали менее выраженными, но связь с мировыми рынками продолжает существовать.
— Передача эффектов американской монетарной политики в российскую экономику сейчас происходит медленнее и осуществляется преимущественно через сырьевые рынки, а не валютные механизмы. В целом снижение ставки способно позитивно сказаться на сырьевом секторе и нашей экономике, однако торговые войны могут нивелировать и ослабить этот эффект, — добавил специалист.