Коммуна художников превратилась в музей — возвращение в городок


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Масловка городок художников открыл двери музея в мастерских легенд советского искусства

Бывшая мастерская Игоря Грабаря вместе с детским садом для детей художников преобразовались в музейный центр. Новое учреждение под названием «Масловка. Городок художников» предлагает уникальный взгляд на советское арт-наследие через призму мест создания и бытовых условий художников. В экспозиции представлено около 200 произведений, преимущественно с коллекций самих авторов и их преемников. Главное, что эти работы размещены прямо в тех местах, где они были созданы. «Известия» стали одними из первых гостей этого арт-пространства.

Коммуна великих

Идея создать городок для художников возникла еще в 1920-е годы у Максима Горького и Игоря Грабаря как воплощение раннесоветской концепции коммуны — места коллективной жизни и труда представителей одной профессии. В начале 1930-х на Верхней Масловке, 9, возвели конструктивистское шестиэтажное здание, где обосновались Грабарь, Владимир Татлин, Павел Радимов, Александр Тышлер, Георгий Нисский и другие впоследствии ставшие классиками. Их жилые помещения были соседями мастерских.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Со временем поблизости появились еще несколько зданий, в том числе дом в стиле сталинского ампира по адресу Верхняя Масловка, 3. В нем жили Гелий Коржев, Алексей Грицай, продолжал работать Грабарь и множество художников из последующих поколений. Здесь также функционировал детский сад, в котором в качестве воспитательниц трудились жены живописцев — практически семейная история. Интересная деталь: неподалеку находилась пивная, где в дальнейшем стали устраивать выставки — постоянные посетители часто оставляли свои картины в залог за выпитое в долг.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Сейчас музейное пространство разместилось на Верхней Масловке, 3. Экспозиция занимает зал бывшей мастерской Грабаря, коридор, а также комнату того самого детского сада, работавшего вплоть до 2010-х годов. Первым проектом стала групповая ретроспектива «(Не)видимый Город М.», рассказывающая о художниках, живших и творивших на Масловке. Несмотря на ограниченную площадь, здесь собрано много произведений — около двухсот. Хотя плотная развеска может выглядеть устаревшей, она отвечает главной идее: не просто показать вещи, а создать впечатление посещения художников в их доме.

Вирус творчества

При этом это не мемориальная квартира, фиксирующая конкретный момент жизни одного человека, а некое собирательное полотно — многогранная и насыщенная история, собранная в одной инсталляции. Поэтому первым, что поражает посетителя, становится широкое стилевое разнообразие и многокрасочность экспозиции. Здесь соседствуют классические образцы соцреализма, например, «Портрет жены с сыном» Алексея Грицая, с авангардной «Уборкой урожая» Марии Гранавцевой, супруги кубиста Давида Штеренберга. Вместе с ними можно увидеть советский импрессионизм раннего Сергея Герасимова и позднего Юрия Пименова, рядом — концептуализм Ирины Затуловской и Ивана Чуйкова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Стоит отметить, что Иван Чуйков, хоть и представитель неофициального искусства, связан с Масловкой с детства, ведь его отец, соцреалист Семен Чуйков, награжденный Сталинскими премиями. В выставке представлены работы как отца, так и сына Василия Чуйкова. Множество семейных линий объединены здесь. Разглядывая экспозицию, понимаешь, что к мольберту тянулось большинство жителей — жены, дети, внуки. Творчество на Масловке распространялось словно вирус.

Стоит ли удивляться творческой атмосфере, если она была создана благодаря условиям? «Масловка. Городок художников» рассказывает о советской элите, которая жила и трудилась иначе, чем распространенные сегодня нонконформисты, проживавшие в подвалах или съёмных избах. Однако разделение искусства на официальное и неофициальное при знакомстве с работами членов творческих союзов и лауреатов премий становится менее очевидным. Выставка демонстрирует, что эти мастера создавали не только стереотипный соцреализм и портреты Ленина, Сталина, но и обладали внутренней свободой и творческим зарядом, сравнимым с художниками с Малой Грузинской, которых власть не признавала.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Разумеется, такой отбор произведений был осуществлен Кириллом Светляковым, много лет работавшим в Отделе новейших течений Третьяковской галереи. Но и само музейное пространство способствует иному восприятию. Например, в небольшой комнате, где представлены десятки портретов и автопортретов масловских художников, эти изображения воспринимаются не только как произведения искусства — от прекрасных до посредственных — но и как возможность лицом к лицу встретиться с обитателями этих мест.

Заглянуть в мастерскую

Если среди персонажей есть колоритная фигура, как, скажем, Нина Ватолина, известная по плакату «Не болтай!» (по одной из версий, этот образ создан с ее собственного лица), художественные достоинства раннего автопортрета Ватолиной отходят на второй план. Мы видим узнаваемый женский облик и ее острый взгляд, напоминающий о знаменитом произведении массовой агитации, и осознаем: именно в этом месте и этими людьми творилась история не только художественного, но и национального масштаба.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

При этом никакого пафоса здесь нет. Скорее сложилось ощущение, что посетитель на равных с прославленными жителями Масловки. Видишь их обыденную жизнь, юмор — например, Коржев изобразил ту самую пивную, а Тышлер по-дружески разрисовал рубашку другу — и даже творческие неудачи. Так, в 1973 году Василий Нечитайло пригласил советскую кинозвезду Татьяну Доронину позировать для портрета. Но результат на холсте ее не вдохновил, и она больше на Масловку не приходила. Картина так и осталась незавершенной, но художник использовал обратную сторону для изображения казака — холст не пропадал.

Сейчас полотно подвешено так, что можно увидеть обе стороны. Незаконченность первой только усиливает эффект присутствия в мастерской, где работа продолжается.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Художники по-прежнему живут и работают на Масловке, так что со временем в этих залах может появиться новое искусство, рождающееся прямо сейчас, пока первые посетители осматривают выставку «(Не)видимый Город М.». По словам Кирилла Светлякова, экспозиция будет обновляться: часть пространства предназначена для временных проектов, другая часть — для постоянной экспозиции с ротацией работ, так как многие произведения хранятся временно и будут возвращены владельцам. Именно так и должно быть в настоящей мастерской — вещи приходят и уходят, а дух творчества сохраняется.


  • Теги: