Как армия США учится сбивать вражеские дроны и противодействовать им


Фото: Global Look Press/Pfc. Brent Lee

Как армии США пытаются бороться с маленькими дронами на поле боя и почему пока без успеха

Малые беспилотники кардинально изменили способ ведения боя механизированными подразделениями. Анализируя происходящее на Украине, во многих странах мира усиливается поиск новых тактических методов. Один из крупных проектов по борьбе с БПЛА представила армия США на недавних учениях в Европе. Среди прочего была продемонстрирована система FlyTrap 4.0. Однако эксперты сомневаются в ее реальной эффективности в боевых условиях. Что собой представляет эта антидроновая система и какую результативность она может показать с учетом российского опыта — читайте в материале «Известий».

Из того, что имеется

Проект FlyTrap 4.0 развивается как инициатива снизу, при поддержке Пентагона. Реализует его 3-я пехотная дивизия армии США, которая передает разработки подразделениям, отправляющимся на ротацию в Европу, Африку, а также союзникам по НАТО. В отличие от крупных программ, направленных на создание глобальных решений, FlyTrap сосредоточен на приобретении уже готовых изделий, быстрой их интеграции в войска и взаимодействии с имеющимися системами вооружения и связи при минимуме организационных изменений.

Европейские учения были направлены не только на проверку технических возможностей борьбы с малыми БПЛА, но и на отработку действий личного состава. Солдаты и командиры должны были быстро освоить технику и применять ее в условиях, максимально приближенных к боевым. Кроме того, оценивались навыки младших командиров в управлении и принятии решений. Армия США представила три основных направления в борьбе с малыми беспилотниками.

Технические средства обнаружения беспилотников

Одним из главных вызовов при борьбе с БПЛА является их своевременное выявление. Согласно видеозаписям с учений, для поиска на уровне взвода планируется использовать активные радары. Среди показанных моделей были Echoshield от Echodyne и RADA RPS-42. Эти установки уже некоторое время эксплуатируются в корпусе морской пехоты США, а также известно, что некоторые из них применялись украинскими боевиками.

Тем не менее, большие размеры, вес и необходимость в электропитании создают проблемы. Размещение блока из 4–5 антенн на бронетехнике или автомобилях значительно ограничивает возможности ведения огня. Стационарные варианты на треногах требуют мощных генераторов и хорошо подготовленных позиций. При этом дальность обнаружения не превышает 10 км, что требует установки систем близко к передовой, особенно если нужно прикрывать пехоту в наступлении, а не просто контролировать маршруты пролета БПЛА в тылу. Еще одним недостатком таких активных установок является то, что они могут быть выявлены средствами радиоэлектронной разведки, при этом размещаются недалеко от фронта и доступны для атак противника.

Другим ответом на увеличившееся количество БПЛА стала пассивная акустическая локация, использующая оптоволокно и не обнаруживаемая классическими средствами радиоэлектронной разведки. Украина длительное время рекламировала свою систему, обсуждалась возможность ее закупок Пентагоном. Однако после первых испытаний американцы переключились на тестирование коммерческой системы Sky view. Эффективность такого оборудования в шумной обстановке фронта пока низкая.

— США и специализированным компаниям предстоит еще много работы, — отметил в интервью «Известиям» редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Возможно, они придут к комплексному решению, сочетающему радары, акустические системы, а также телевизионные и инфракрасные устройства либо их сочетания. Современные технологии позволяют объединить данные из различных источников для более точной обработки.

Средства радиоэлектронной борьбы

Армия США представила самый спорный метод — средства радиоэлектронной борьбы. Ручные «дронобойки» преимущественно эффективны против коммерческих коптеров, которые опираются на стандартные частоты позиционирования и управления. Однако в условиях спецоперации с FPV-дронами, часто меняющими частоты и прошивки, солдаты отмечают: «любой РЭБ устаревает через три месяца после выпуска». Возможно, такие устройства окажутся полезны в зонах вроде Ближнего Востока для охраны аэродромов и баз от партизанских атак.

Интересна система, совмещающая детектор БПЛА и купольную РЭБ в комплекте пехотинца. Детектор автоматически запускает подавление дрон-камикадзе при приближении опасно близко. Все электронные блоки, антенны и аккумуляторы размещаются на бронежилете. Система не стремится полностью подавить дрон, но снижает шансы на попадание. Но учитывая растущую мощность боеприпасов дронов, эффективность такого подхода неизвестна. Плюс — система не отвлекает пехотинца и оставляет руки свободными.

Дмитрий Корнев предположил, что в области РЭБ США отстают от России и, возможно, Украины.

— Вероятно, США придется догонять, но у них есть определенный задел. Речь идет о разработке новых моделей систем РЭБ и их испытании в боевых условиях, — добавил он.

Средства поражения

Следует выделить средства кинетического поражения БПЛА, то есть стрелковое оружие. Подход армии США и других участников СВО — использование гладкоствольных 12-калиберных ружей. Преимущество в том, что это оружие стоит на вооружении с Первой мировой войны. Однако их общий недостаток — короткий ствол, предназначенный под картечь или пулю, без дульных сужений, что ограничивает эффективность на дальних дистанциях. На фронте СВО обычно применяются длинноствольные модели с возможностью менять дульные сужения.

— В США разрабатываются решения для борьбы с дронами, — пояснил Дмитрий Корнев. — Это ракеты воздушного и наземного базирования, основанные на неуправляемых ракетах. Это дешевый способ, намного менее затратный, чем использование зенитных средств или ракет «воздух – воздух». Наземный вариант уже применялся ВСУ на Украине и показал свою относительную эффективность. Также американцам предстоит работать со стрелковым оружием, создавать новые типы патронов для FPV-дронов и отрабатывать взаимодействие со специальными прицелами. Это новое направление, которое им предстоит развивать.

Второе направление в США — массовые закупки прицелов SMASH 2000l, так называемых умных прицелов с функцией захвата целей и вычислением параметров стрельбы, включая упреждение. В их программном обеспечении квадрокоптеры значатся как стандартная цель. Производитель утверждает, что прицел значительно повышает вероятность поражения дрона с обычного автомата без специальных патронов. Однако на демонстрационных видео поражались относительно медленные и не маневренные БПЛА. По мнению экспертов, для борьбы с быстрыми и маневренными FPV-дронами это дорогостоящий прицел может не быть эффективным.

— Опыт противодействия беспилотникам, накопленный российской армией, на сегодняшний день уникален, — отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям». — США пока находятся в роли догоняющего. Возможно, им удастся сократить отставание, но это займет много времени и потребует серьезных финансовых затрат. Действительная эффективность новых разработок станет понятна только в реальных боевых условиях.