При формировании проекта бюджета Министерство финансов опирается на базовый сценарий Центрального банка и учитывает ключевую ставку на уровне 12–13%, рассказал глава ведомства Антон Силуанов в интервью изданию «Известия» на Московском финансовом форуме (МФФ). Он также отметил, что Россия совместно с Китаем ведет работу по созданию депозитария, который даст возможность инвесторам обходиться без западных инфраструктурных сервисов. При этом министр подчеркнул, что внешние ограничения не мешают исполнению государством социальных обязательств. Подробнее о том, насколько бюджет устойчив и какие выводы можно сделать из опыта правительства Москвы, — в эксклюзивном интервью Антона Силуанова.
«Собаки лают, а бюджет исполняет свои обязательства»— Сегодня проходит юбилейный Московский финансовый форум. Какие ключевые темы, поднятые за последние десять лет, вы считаете наиболее важными для развития финансовой системы России?
— За время проведения форума, особенно в последние пять–шесть лет, мы столкнулись с серьёзными вызовами для финансовой системы страны. Эти вызовы касались как бюджета, так и денежно-кредитной политики. Поэтому МФФ стал значимой площадкой для обсуждения задач, которые важно учитывать при подготовке бюджета. Форум традиционно проводится до внесения бюджетного документа в Госдуму, что позволяет обменяться мнениями по налоговой политике, бюджетным приоритетам и структуре расходов. Здесь отражаются все вопросы, волнующие финансистов, Минфин, Банк России и остальных участников форума.
МФФ организуется совместно с правительством Москвы, что тоже играет важную роль. Московский бюджет отличается стабильностью и сбалансированностью, финансовая устойчивость столицы может послужить примером для других регионов. У правительства Москвы есть чему поучиться. Поэтому форум всегда служит площадкой для взаимного обогащения, сюда приезжают многие представители регионов и иностранные гости. Форум действительно эффективен для обсуждения финансовых вопросов, особенно перед стартом бюджетного процесса.
— Вы говорили о вызовах. Какие именно вызовы, на ваш взгляд, стоят сейчас перед финансовой системой России?
— Прежде всего это финансовые ограничения, с которыми мы научились работать и теперь понимаем, как поступать дальше. Важно выстроить бюджет таким образом, чтобы он выдерживал любые вызовы — санкции, ограничения, пошлины, запреты. Главное — чтобы население не ощутило негативных последствий. Все социальные обязательства — пенсии, пособия, выплаты семьям с детьми — должны исполняться. Это главная задача Минфина — как говорится, «собаки лают, а бюджет исполняет свои обязательства».
— На пленарном заседании вы сегодня упомянули, что задача бюджета на следующие три года — «смягчить» денежно-кредитную политику. Можете уточнить, какой уровень ключевой ставки предусмотрен в бюджете на следующий год?
— Мы ориентируемся на документ Банка России «Основные направления денежно-кредитной политики», где предусмотрено несколько вариантов развития событий. Исходя из базового сценария, бюджет остается сбалансированным. Если говорить о цифрах, ставка заложена в диапазоне 12–13%. Это усреднённое значение. Соответственно, в бюджет на 2026 год закладываем ключевую ставку на уровне 12–13%.
«Если западная инфраструктура для нас закрыта, значит, нужно создавать альтернативу»— Возвращаясь к вопросу развития финансовой системы, вы недавно упоминали, что Россия и Китай совместно работают над созданием депозитария в качестве альтернативы Euroclear и Clearstream. Как идут дела с этим проектом?
— Если западная инфраструктура для нас закрыта, значит, необходимо создавать собственную альтернативу. Мы вместе с коллегами из Китая обсуждаем этот сложный, но очень важный вопрос. Цель — чтобы инвесторы могли беспрепятственно приобретать ценные бумаги одной страны в другой, без каких-либо ограничений — чтобы они имели возможность свободно инвестировать в бумаги компаний наших стран. Этот вопрос мы поднимаем на финансовых диалогах с минфином КНР.
— В чем принципиальное отличие этой системы от существующих международных?
— По сути, отличие отсутствует. Однако главное — чтобы эта система была доступна для наших участников. Сегодня западная инфраструктура недоступна, поэтому мы создаем собственный инструмент.