Британия намерена изменить подход США к украинскому кризису


Фото: Kirsty Wigglesworth/Pool via REUTERS

Трамп в Великобритании обсуждает Украину, санкции и судьбу замороженных активов РФ

Президент США Дональд Трамп с 16 по 18 сентября находится в Великобритании, совершая свой второй государственный визит — уникальное явление для президентов Соединенных Штатов. В рамках визита, помимо вопросов двусторонней торговли, запланировано обсуждение ситуации на Украине. Лондон выступает за продолжение военной помощи Киеву. При этом подход ЕС и Великобритании к мирному процессу значительно отличается как от российской, так и от американской позиции. Европейский союз настаивает на том, что переговоры должны стартовать только после прекращения огня, сообщил «Известиям» источник в ЕС. В то время как США допускают начало диалога без остановки боевых действий. Кроме того, в ходе переговоров может обсуждаться введение новых антироссийских санкций. Параллельно в ЕС намечено вернуться к теме конфискации заблокированных российских активов.

Второй государственный визит Дональда Трампа в Великобританию

Дональд Трамп ныне пребывает с вторым официальным визитом в Великобританию, что крайне редко для американских президентов: впервые он побывал здесь в 2019 году во время своего предыдущего срока. Данный визит беспрецедентен, поскольку ни один президент США ранее не посещал Королевство дважды.

Следует подчеркнуть, что государственный визит в Великобританию — это высшая форма дипломатического приема, сопровождаемая почетами. 17 сентября пройдет основная церемония: торжественная встреча в Виндзорском замке, приватный обед у короля Чарльза III и совместный полет американских и британских ВВС.

Во второй день визита Трамп встретится с премьер-министром Великобритании Китом Стармером. В центре их переговоров окажутся вопросы тарифов на британскую сталь и алюминий. Лондон активно старается исключить эти товары из торговой войны. Первоначально планировалось заключить соглашение об отмене тарифов на их экспорт в США, однако незадолго до визита сделка была приостановлена, по информации Guardian. В результате Стармер вынужден вести переговоры ради получения «постоянной гарантии» по 25% пошлинам, которые британская металлургическая отрасль воспринимает как «серьезный удар».

Великобритания традиционно поддерживает более тесные связи с США, чем другие европейские государства. Исторические, культурные и военные связи между Вашингтоном и Лондоном поддерживают эти особые отношения, отмечает кандидат политических наук, научный сотрудник Центра британских исследований ИЕ РАН Кира Годованюк.

— Идею особых отношений между странами сформировал британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Великобритания и США сблизились в сферах обороны и разведки. Их взаимоотношения на военно-оборонном уровне особенно укрепились после Второй мировой войны, — добавила эксперт.

Тем не менее сейчас Великобритания и США почти не совпадают по ключевым ценностным позициям. Риторику и действия Трампа резко отличают от левой политики британских правительств. Например, мэр Лондона Садик Хан перед приездом Трампа обвинил президента и его окружение в том, что они внесли значительный вклад в распространение экстремально правой политики в мире. Также Хан упрекнул Трампа в «автократических методах» и призвал Стармера активнее поднимать тему украинского конфликта на переговорах.

Обсуждение Украины между Трампом и Стармером

Вопрос Украины является одной из ключевых тем, которые лидеры обсудят в резиденции Чекерс. Планируется обсуждение гарантий безопасности для Киева, последовательных шагов на пути к мирному урегулированию и роли США в будущей системе безопасности. Эти пункты являются зонами нерешенного расхождения между Вашингтоном и европейскими странами.

Лондон, будучи важным участником «коалиции желающих», активно продвигает идею отправки сил на Украину и выражает готовность поддерживать Киев «столько, сколько потребуется». Стармер также выступает против прекращения огня без предварительных условий — позиция, общей для европейских государств, поддерживающих Украину. «Нужно сначала перемирие, затем переговоры, и только потом мир», — поделился с «Известиями» дипломатический источник из ЕС.

Аналогичную позицию выразило посольство Бельгии в России. В интервью «Известиям» дипломаты подчеркнули, что переговоры должны проводиться только после прекращения боевых действий и что Евросоюз будет всесторонне участвовать в мирном урегулировании.

В то же время Трамп, после встречи с Владимиром Путиным на Аляске в августе, допускает переговоры между Киевом и Москвой без перемирия, выступает за территориальные уступки Украины, против вступления Киева в НАТО и отправки американских войск. При этом он настаивает, чтобы европейцы сами оплачивали поставки американского оружия украинским ВС через механизм PURL.

За последний год Стармер сумел наладить хорошие личные отношения с Трампом. Это служит преимуществом в его внешнеполитической деятельности, особенно при обсуждении украинского вопроса, отметила Кира Годованюк.

— Стармер, разумеется, постарается договориться с Трампом по Украине. Они попытаются убедить его поддержать англо-французскую инициативу хотя бы на политическом уровне. Однако успехи таких попыток сложно прогнозировать, учитывая собственное видение ситуации и амбиции Трампа, — подчеркнула она.

Годованюк считает, что внутри «коалиции желающих» отсутствует единое понимание параметров миротворческой миссии и масштабов военного присутствия на Украине. Стармер может попытаться склонить Трампа к своей позиции относительно урегулирования, однако он не располагает весомыми аргументами в пользу европейского сценария завершения конфликта.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 17 сентября заявил, что Москва настаивает на всеобъемлющем соглашении по Украине. Он напомнил о провале предыдущих перемирий в рамках Минских соглашений и попыток формирования правительства национального единства в 2014 году.

В целом Россия сохраняет прежнюю позицию: необходимость учета новых территориальных реалий, противодействие присутствию иностранных войск и вступлению Украины в НАТО. При этом Москва не возражает против гарантий безопасности Киеву, если они не ущемляют российские интересы.

Обсуждение 19-го пакета санкций и замороженных активов РФ

Заместитель декана факультета международных отношений МГИМО Екатерина Арапова считает, что одной из тем переговоров Трампа и Стармера станет возможная дальнейшая эскалация санкций против России. Новый 19-й пакет санкций ЕС предусматривает ограничения против российских банков, энергетических компаний, крипсектора и усиление энергетических ограничений. Однако главной проблемой стали тарифы на товары из Индии и Китая за торговлю с Россией. Трамп публично призывает Брюссель «немедленно прекратить» закупки российской нефти и газа и ввести тарифы, аналогичные американским. ЕС пытается синхронизировать позицию с G7, но дискуссия приостановлена из-за разногласий внутри объединения, сообщает Guardian.

— Трамп относится к ЕС с четкой позицией: он не хочет глубокой санкционной эскалации, но стремится получить от этого выгоду. Ему важно, чтобы Европа активнее вводила дополнительные ограничения и отказывалась от российских энергоносителей. Он также рассчитывает на введение вторичных тарифов против третьих стран, — рассказала Екатерина Арапова.

Рост контрактов на поставку американской военной техники и энергоресурсов в обмен на российские выгоден США. Требование об отказе Европы от российских энергоносителей вызвано скорее желанием Вашингтона расширить влияние на европейском рынке и обеспечить выгодные долгосрочные контракты американским компаниям, обозначила эксперт.

Одновременно в Евросоюзе вновь активизировалась дискуссия о конфискации замороженных российских активов. По информации Bloomberg, страны ЕС ищут пути продолжения финансирования украинского конфликта, при этом Германия опасается, что снижение поддержки из США может переложить бремя на Берлин. Европейский союз может принять решение по этой теме на саммите 23-24 октября.

Екатерина Арапова предупреждает, что решение о конфискации будет для ЕС «выстрелом в голову». В условиях нынешнего кризиса доверия к мировым резервным валютам подобные меры могут отпугнуть многих ключевых инвесторов, отметила она.