Согласно опросу Центрального банка, расширение санкций является наименее существенной проблемой, которая мешает деятельности бизнеса. В настоящее время страны Евросоюза ведут переговоры по 19-му пакету антироссийских санкций, однако его презентация отложена на неопределенный срок. Дополнительно Соединённые Штаты анонсируют новые вторичные санкции против тех государств, которые приобретают российскую нефть. Вместе с тем, основными угрозами для российских компаний остаются повышение затрат и дефицит специалистов. В материале «Известий» рассмотрено, как увеличение кредитной нагрузки и проблемы с расчетами влияют на бизнес.
Какие сложности испытывают компании в 2025 годуРасширение санкций бизнес назвал одной из наименее острых проблем, сдерживающих их работу, — это выявлено в результате опроса компаний, проведенного Банком России и опубликованного в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» ЦБ (данные изучены «Известиями»).
В конце августа глава европейской дипломатии Кая Каллас обратилась к странам ЕС с призывом ввести аналогичные американским вторичные санкции в отношении покупателей российской нефти. Позднее она сообщила, что Евросоюз завершает подготовку 19-го пакета санкций против России. По информации зарубежных СМИ, в него могут войти новые ограничения на туристические визы, передвижение дипломатов и санкции против отдельных банков. Однако 16 сентября представитель Еврокомиссии Паула Пинью отметила, что обсуждения еще продолжаются, и пакет будет представлен, как только все будет готово.
Кроме того, 13 сентября президент США Дональд Трамп предупредил о возможных новых санкциях против РФ в случае, если страны НАТО согласуются и прекратят закупки российской нефти.
Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин подчеркнул, что бизнес уже адаптировался к санкциям, реорганизовав логистику, каналы платежей и ассортимент поставщиков. Тем не менее, по его словам, новые ограничения всё еще удлиняют цепочки поставок и увеличивают стоимость капитала.
Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил, что малый бизнес почувствовал ограничения одним из первых благодаря своей мобильности. Он сумел встроиться в цепочки кооперации вместо ушедших иностранных производителей, уточнил эксперт.
Тем не менее, как отметил директор по информационным технологиям БКС Банка Дмитрий Сыцко, риск санкций сохраняется в областях, связанных с импортом техники, программного обеспечения и облачных сервисов.
«Известия» отправили запросы в ЦБ и Минэкономразвития с просьбой уточнить, можно ли сейчас считать санкции менее значимым вызовом для компаний.
Опрос ЦБ показал, что главной трудностью для бизнеса является рост расходов. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов пояснил, что это напрямую отражается на себестоимости продукции.
Также крупной проблемой для предприятий остаётся нехватка рабочей силы. Уровень безработицы в России последние месяцы сохраняется на рекордно низком значении — 2,2%.
Сейчас ЦБ отмечает снижение остроты кадрового дефицита в некоторых сферах, например, в строительстве. Максимальная нехватка специалистов фиксируется в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. При этом повышение заработных плат является одним из основных методов удержания сотрудников, что значительно увеличивает расходы предприятий.
Согласно данным ЦБ, к другим вызовам компании относят недостаток средств для финансирования оборотного капитала, увеличение кредитной нагрузки, а также проблемы с расчетами и платежами.
Эксперт МРО «Деловая Россия» Андрей Глушкин считает, что международные расчеты остаются одним из наиболее чувствительных аспектов: многие предприятия сталкиваются с проблемами в проведении транзакций, задержками и необходимостью поиска новых каналов, что ведет к росту трансакционных затрат.
Нестабильность с доступностью импортного оборудования и запчастей сохраняется. По мнению Владимира Чернова, совокупность этих проблем усложняет операционную среду гораздо сильнее, чем формальные санкционные ограничения.
В конце перечня помех для компаний, помимо расширения санкций, оказались вопросы логистики и дефицит мощностей.
Влияние кредитной нагрузки на бизнесПовышение кредитной нагрузки заняло четвертое место среди трудностей для предпринимателей. Это связано с тем, что компании существенно увеличили расходы на выплату процентов по действующим займам — примерно 70% кредитных договоров привязаны к ключевой ставке, которая остается высокой, сообщил ранее «Известиям» президент «Опоры России» Александр Калинин.
В октябре 2024-го Банк России повысил ключевую ставку до 21% годовых и удерживал ее на этом уровне до июня 2025-го. Затем регулятор начал снижать ставку и на последнем заседании, 12 сентября, она была снижена до 17%.
Увеличение кредитной нагрузки подтверждается также ростом просроченной задолженности. Как сообщали «Известия», за период с января по май 2025-го малые и средние предприятия получили кредиты почти на 6 трлн рублей — это на четверть меньше показателя 2024 года. В то же время общий долг вырос на 9% и достиг около 16 трлн рублей, а просрочка по платежам увеличилась на 14%, достигнув 766 млрд рублей — это рекорд как минимум с 2021 года. По данным ЦБ, за первые семь месяцев 2025-го банки предоставили примерно 8 трлн рублей кредитов малому и среднему бизнесу.
Тем не менее, по словам Владимира Чернова из Freedom Finance Global, данные ЦБ свидетельствуют, что бизнес продолжает нуждаться в кредитах для покрытия расходов и увеличения оборотных средств. Это означает, что компании проявляют активность, а банки готовы их финансировать.
Вместе с тем, увеличение долговой нагрузки делает малый и средний бизнес более уязвимым к колебаниям ставок и сокращению выручки, подчеркнул эксперт. Для части компаний кредиты перестают быть ресурсом для развития и превращаются в необходимый инструмент поддержания ликвидности и оборотных средств, что повышает финансовые риски в случае замедления экономики.