Российская академия наук вновь продемонстрировала, каким образом фундаментальные исследования могут стать основой для решения насущных проблем реального сектора экономики. Исследование Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН (ИБВВ РАН), проведенное по инициативе правительства РФ, выявило, что применяемая в России методика оценки ущерба от работы ГЭС может быть менее объективной, чем предполагалось ранее. Ученые выявили факторы, не учтенные в существующих расчетах. Подробнее — в материале «Известий».
Согласно законодательству, владельцы промышленных объектов обязаны компенсировать вред, нанесенный водным биоресурсам. Для оценки ущерба действует утвержденная Росрыболовством в 2020 году методика, учитывающая гибель зоопланктона, в том числе дафний и прочих микроскопических организмов, служащих пищей для рыб. В расчетах учитывается весь объем воды, что особенно важно для ГЭС, где через турбины проходит почти весь речной сток.
Однако при системном применении этой методики к ГЭС возник вопрос о ее адекватности. Выяснилось, что в ряде случаев оцененный ущерб превышал общие запасы промысловой рыбы в водохранилищах. Анализ показал, что основой расчетов являлась гибель зоопланктона, а не рыб — на потери зоопланктона приходилось до 95–99% от общего ущерба. Это поставило под сомнение обоснованность применяемой методики.
Исследование специалистовВ связи с этим правительство России поручило провести независимое научное обследование, чтобы оценить применимость существующих методик оценки ущерба именно к гидроэлектростанциям. Для этого был привлечен ведущий институт по гидробиологии — ИБВВ РАН, который изучает водохранилища России и зарубежных стран более 50 лет. Исследование, инициированное правительством, длилось три года: специалисты посещали ГЭС, расположенные в разнообразных природно-климатических условиях — от Сибири до Северного Кавказа. В рамках работы они оценивали влияние ГЭС на водные экосистемы, в частности на зоопланктон, играющий ключевую роль в пищевых цепях пресноводных водоемов.
Недавно ученые представили итоги своей работы. На V Всероссийской конференции по актуальным проблемам планктонологии, состоявшейся в Светлогорске (Калининградская область) с 8 по 12 сентября, ведущий эксперт ИБВВ РАН Сергей Болотов заявил, что деятельность ГЭС не оказывает значительного экологического влияния на сообщества зоопланктона. При этом, по словам исследователей, естественные водные преграды, такие как водопады и пороги, создают куда большую угрозу для зоопланктона, чем плотины гидроэлектростанций. Кроме того, попадание мелких водных организмов из водохранилищ в нижние бьефы ГЭС приводит к локальному увеличению кормовой базы для рыб, что способствует повышению продуктивности рыбных популяций в реках ниже по течению.
— Полученные данные имеют фундаментальное значение и могут стать основой для пересмотра существующей методики оценки ущерба водным биоресурсам, — подчеркнул директор ИБВВ РАН, член-корреспондент РАН Александр Крылов.
По его словам, это яркий пример того, как академическая наука может принимать участие в формировании государственной политики, особенно при необходимости объединения экологических и экономических интересов.
Максимальное развитие с минимальным воздействиемВыводы исследователей приобретают особое значение в свете недавних заявлений президента России Владимира Путина по развитию гидроэнергетики. На пленарном заседании Восточного экономического форума в начале сентября глава государства подчеркнул, что развитие малых и крупных ГЭС в России должно учитывать не только экономические, но и экологические аспекты.
— Неотъемлемой составляющей развития гидроэнергетики является ответственное водопользование, управление многолетними стоками, предотвращение паводков, что напрямую влияет на экологию, сельское хозяйство и безопасность городов и селений, — отметил президент.
На сегодняшний день доля гидроэнергетики в общем объеме производства электроэнергии в России достигает 20%. В этом году правительство утвердило Энергетическую стратегию России до 2050 года, в которой предусмотрено повышение эффективности освоения и использования гидропотенциала страны.
— Особое внимание будет уделено развитию возобновляемых источников энергии (включая гидроэлектростанции) — установленная мощность этих генераторов возрастет более чем на 40% по сравнению с 2023 годом, — отмечено в документе.
Мировая энергетика в настоящее время сосредоточена на низкоуглеродных технологиях. Гидроэнергетика, поставляющая «чистый» и сравнительно недорогой ресурс, играет важную роль на пути к углеродной нейтральности. В сравнении с другими видами генерации гидроэнергетика обычно оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Для работы ГЭС не требуется топливо (например, уголь или ядерное сырье), отсутствуют вредные выбросы в воздух и водоемы, а также нет промышленных отходов. Плотины гидроэлектростанций часто выполняют функцию защиты населенных пунктов от подтопления в периоды паводков.
Тем не менее, для полноценного развития гидроэнергетики в России необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в части оценки экологического воздействия. В докладе предлагается рассмотреть результаты исследования ИБВВ РАН в профильных министерствах и ведомствах и использовать их при подготовке изменений в законодательство.