Спор выше гор: Армения отказывается упоминать Арарат в текстах


Фото: Global Look Press/Bildverlag Bahnmüller

Армения убирает Арарат со штампов ради примирения с Турцией и Азербайджаном

Армения продолжает предпринимать шаги навстречу Азербайджану и Турции. В рамках политики сближения с 1 ноября Ереван перестанет использовать на своих пограничных штампах изображение горы Арарат, которая является национальным символом, несмотря на то, что находится на территории соседнего государства. Подробнее — в материале «Известий».

От печатей к изменениям

С 1 ноября армянское правительство намерено убрать с пограничных штампов контур горы Арарат. Теперь, согласно решению властей, на штампах будет размещаться надпись «Армения» на армянском и английском языках, а также название пограничного пункта, дата перехода границы и вид транспортного средства, на котором въехал владелец паспорта.

Министр труда и соцвопросов Арсен Торосян отметил, что штампы обновлены в соответствии с современными стандартами. Он пояснил, что большинство стран мира на печатях размещают исключительно информацию, напрямую связанную с пересечением границы. Торосян добавил, что Ереван следует идеологии «реальной Армении», подразумевающей отказ от противостояния с Азербайджаном и Турцией.

Секретарь правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян рассказал, что реформа направлена на улучшение отношений с соседними странами. «Мы делаем всё, чтобы избежать неправильных интерпретаций в отношении нашей страны. Каждое наше действие — будь то форма печати, заявление или что-то другое — не должно посылать опасных сигналов соседям», — подчеркнул он.

В то же время оппозиция сильно раскритиковала это решение. Армянский депутат Артур Хачатрян заявил, что правительство «танцует под дудку Турции». «Возможно, Эрдоган утром позвонил и решил влить очередную порцию унижения ради забавы... Представьте, что потребуют за более серьезный «компромисс» перед выборами», — отметил он.

Эдмон Марукян, бывший посол по особым поручениям, заявил, что Турция никогда не выдвигала требования касательно изображений горы Арарат. По его мнению, нынешние армянские власти самостоятельно «корректируют национальную идентичность». В социальных сетях эта тема также вызвала широкий резонанс. «Среди всех национальных и государственных символов гора Арарат всегда занимала и будет занимать главное место», — заметил один из пользователей.

Борьба за символ

Арарат — символ Армении, который можно увидеть из Еревана при хорошей погоде, несмотря на расстояние в 60 км между ними. Сам пик находится на территории Турции, которая контролирует его с 1921 года в результате Московского мирного договора. Официально армянская сторона никогда не предъявляла территориальных претензий, однако неофициально гора всегда была предметом обширных дискуссий и важной составляющей национальной идентичности.

В последние годы власти меняют свой подход. Премьер-министр Никол Пашинян неоднократно заявлял, что самая высокая точка страны — не Арарат, а Арагац, расположенный на международно признанной территории Армении. Он считает, что такой подход поможет армянам сохранить государство и добиться мира. «Другой путь приводит к известному историческому циклу, результатом которого станет потеря государства», — рассуждал Пашинян.

Пашинян также призывал обучать школьников тому, что именно Арагац — это высшая точка Армении. Он говорил, что этот вопрос важен и для армейских структур. «Если мы реформируем армию в рамках дискурса об Арарате и исторической Армении, нам не только не продадут оружие, но и не поддержат военное сотрудничество. Мы просто станем мишенью», — утверждал глава правительства.

Кроме того, Пашинян убрал из своего кабинета и зала приема изображение Арарата и опубликовал в соцсетях фотографию Арагаца. Наряду с новостями о реформе пограничных штампов появилась информация, что упоминание Арарата уберут из устава правящей партии. Окончательное одобрение изменений запланировано на 20 сентября во время съезда партии.

Одновременно разгорелись дебаты вокруг герба Армении. Спикер парламента Ален Симонян резко критиковал эмблему, назвав льва на символе похожим на смайлик, меч «закованным в цепи», а вывеску Армении — будто «под водой». По слухам, власти планируют убрать с герба изображение Арарата, но пока не озвучивают это напрямую.

Впрочем, дело не ограничивается только вопросами гор. Из учебников истории стали исключать сведения об армянских храмах и памятниках на территории современной Турции, многие топонимы приводят в тюркском варианте. Важным шагом также стало фактическое прекращение борьбы за международное признание геноцида армян в Османской империи.

В начале года был изменен государственный гимн: если раньше он заканчивался прославлением погибших за родину, то теперь звучит восклицание «Пусть всегда будет Армения!». Обсуждается и корректировка Конституции, в которой сейчас содержится ссылка на декларацию о независимости с упоминанием стремления воссоединиться с Карабахом и добиться признания геноцида.

Однако пока эти шаги приносят лишь ограниченный эффект. В середине сентября турецкий спецпредставитель Сердар Кылыч посетил Ереван, и стороны договорились «подготовить условия» для увеличения рейсов между странами, а также исследовать железнодорожные линии и электросети на границе. Несмотря на ожидания многих наблюдателей, прорыва в отношениях не произошло.

Экспертное мнение

Армянский политолог Тигран Кочарян отмечает, что Пашинян пропагандирует концепцию «реальной Армении», подразумевающую развитие страны в рамках существующих госграниц.

— Арарат в это представление не вписывается, так как находится в Турции. Поэтому память о нем систематически сокращается. По прогнозам, рано или поздно изменят и государственный герб. К сожалению, власти не осознают особенности региона — постоянные уступки воспринимаются как слабость, что не приводит к ответным шагам, а лишь вызывает новые претензии, — говорит аналитик.

Российский кавказовед Артур Атаев отмечает, что Никол Пашинян действует логично.

— Армянские власти стремятся улучшить отношения с соседями, что подразумевает изменения и в вопросах государственной символики. Конечно, это болезненный процесс, поскольку разрушаются устоявшиеся идеологические конструкции. Тем не менее в регионе может быть установлен новый порядок, который обеспечит мирное сосуществование Армении, Азербайджана и Турции. По-видимому, именно это Пашинян и пытается достичь, — считает эксперт.