Зарплаты россиян — малая часть ВВП страны


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Почему доля зарплат в ВВП России ниже, чем у зарубежных стран и что изменится скоро

В России в последние годы наблюдается активный рост заработных плат. Многие экономические эксперты даже рассматривали это как опасность для экономики и фактор, стимулирующий инфляцию. Впрочем, доля зарплат и вообще доходов от труда в ВВП хоть и увеличилась, но в мировой перспективе остаётся небольшой, ниже среднего уровня. Более того, этот показатель всё ещё ниже максимума, достигнутого более десяти лет назад. В статье «Известий» разбирается, почему российская экономика так низко оценивает труд, что вызвало рост этого показателя в последнее время и продолжится ли он дальше.

Меньше, чем в 2014 году

Согласно информации из отчёта Альфа-банка за август о состоянии потребительского сектора, за последние несколько лет часть оплаты труда в ВВП возросла с 39% до 45%. Это значительное увеличение. О том, что доходы населения растут быстрее производительности труда и экономики в целом, говорилось многократно. Насколько это влияет на инфляцию — остаётся темой для обсуждений, так как в последние годы сложилось сразу несколько факторов, поднимающих цены. Тем не менее, с учётом исторических данных, такие изменения нельзя считать случайными.

Интересно, что в 2014 году доля труда в ВВП достигала 47,2%, после чего постепенно снижалась. Однако и этот уровень 2014-го оказался невысоким на фоне зарубежных стран. Данные Европейской экономической комиссии ООН показывают, что в среднем доля оплаты труда в ВВП составляет около 55%. Например, в Швейцарии этот показатель достигает 70%, в Германии — 61%, в Польше — 49%, в Венгрии — 46%. Ниже российского уровня оказываются Турция (36%) и Ирландия (31%). При этом следует учитывать, что Ирландия имеет искажённый ВВП из-за налогового присутствия крупных корпораций, фактически использующих страну как офшор.

За пределами Европы зарплатная доля в экономике также выше, чем в России: в Китае — 58%, в Индии — 52% (данные за 2019 год приводятся). Среди соседних стран стоит выделить Казахстан с показателем в 32%. Отсюда складывается ситуация, когда превосходство Казахстана по ВВП на душу населения сравнительно с Россией не всегда отражает более высокий уровень жизни, который в РФ пока заметно выше.

Зависимость от сырьевого сектора

Эксперты, опрошенные «Известиями», выделяют несколько причин, объясняющих сравнительно низкие размеры зарплат в России по сравнению с другими странами, независимо от их уровня развития.

Анастасия Ускова, основатель и генеральный директор платформы «Рокет Ворк», сказала, что это связано с преобладанием капиталоёмких и сырьевых отраслей в российской экономике.

— Основную ценность создают техника и природные ресурсы, а не люди. В Германии дела обстоят иначе: там экономика построена на знаниях, сервисе и высоких технологиях, где главную роль играет человек, а не оборудование или месторождения. Поэтому доля труда в ВВП там выше, — объяснила эксперт.

Антон Табах, главный экономист агентства «Эксперт РА», тоже отметил, что экономика России содержит высокую долю сырьевых, капиталоёмких, но не трудоёмких секторов.

— Доля зарплат пробуждается, когда развивается трудоёмкая сфера услуг. Это хорошо демонстрирует пример Казахстана с ещё большей долей сырья и очень низкой зарплатной долей, — пояснил эксперт.

По словам Владимира Климанова, директора Центра региональной политики в ИПЭИ Президентской академии, в странах с экономикой, ориентированной на природные ресурсы, зарплатная доля в национальном доходе или ВВП будет ниже, чем там, где доминирует обрабатывающая промышленность или сфера услуг.

— Там вклад труда в создание добавленной стоимости, само собой, выше. Поэтому вполне объяснимо, что доля зарплат в национальном доходе России ниже, чем в западноевропейских странах, — подытожил Климанов.

Традиционно низкие зарплаты

Однако объяснять различия только структурой экономики было бы ошибкой. В Канаде, также ориентированной на сырьевые отрасли, доля оплаты труда достигает 50%. В Австралии и Норвегии цифры тоже близки к 50%, правда в последние годы немного упали.

Антон Табах отметил, что российский труд исторически стоит дешево. Несмотря на то, что ситуация меняется, тренд пока не переломлен.

— Кроме того, в России значительная часть занятости находится в «тени», что проявляется в массовом использовании статуса ИП и самозанятости. Это подпитывают достаточно высокие налоги на труд: соцвзносы и прогрессивный налог действуют на высокие зарплаты, а не на доходы от капитала, — уточнил он.

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам» и преподаватель НИУ ВШЭ, добавил, что влияние оказывают слабая переговорная позиция работников, низкая распространённость коллективных договоров и профсоюзов, а также неравномерное распределение доходов в пользу капитала и крупных собственников.

— Также значимую роль играют статистические особенности: методы учёта зарплаты, налогов и доходов самозанятых могут занижать настоящую долю оплаты труда. В развитых странах экономика более диверсифицирована, а институты защиты труда сильнее, что позволяет работникам получать большую часть дохода с произведённого продукта, — пояснил он.

Несмотря на это, опрошенные эксперты сходятся во мнении, что ситуация начнёт меняться под воздействием различных факторов, например, демографических. Трудовые ресурсы в России ограничены, поэтому работодателям будет необходимо за них бороться.

— Говоря о будущей экономике с высокими зарплатами, трудно не согласиться с президентом, — отметил Антон Табах. Если не создавать препятствий, такая экономика уже формируется, причём искусственный интеллект может существенно изменить игру именно в сфере услуг.

Зарплаты продолжат расти

Владимир Климанов отметил, что в последние годы доля нефтегазового сектора снижалась, а зарплаты росли быстрее ВВП, что и обусловило увеличение доли оплаты труда в национальном доходе.

— Будет ли этот тренд сохраняться, зависит от множества факторов, ведь структура национального дохода формируется под воздействием разных процессов, — уточнил Ярослав Кабаков.

По словам эксперта, перспективы дальнейшего роста доли заработной платы в России связаны с несколькими аспектами.

— С одной стороны, меры государственной политики по повышению минимальной оплаты труда, индексации бюджетных доходов и усилению контроля за выплатами, а также развитие технологичных отраслей с большой ролью квалифицированного труда могут способствовать увеличению этого показателя. С другой стороны, структурные ограничения – база сырьевой экономики, слабый рост производительности и инвестиционные риски – могут замедлять процесс, — рассуждает Кабаков.

Вероятно, доля оплаты труда будет постепенно расти, но достичь уровней Германия или Франции в ближайшие годы вряд ли удастся. Для этого потребуется длительная модернизация экономики, увеличение капиталовооруженности и производительности, а также перераспределение, направленное на усиление позиций работников.