Эксперты утверждают, что введение пошлин США негативно сказывается на мировом ВВП, замедляя его рост. В краткосрочной перспективе это приводит к удорожанию импорта, росту инфляции и сокращению инвестиций, в результате чего компании откладывают свои вложения. Мировая торговля также меняется: цепочки поставок перестраиваются, что снижает их эффективность. Более подробная информация представлена в материале «Известий».
Что ожидает ЕССтарший инвестиционный консультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что пошлины, введённые Трампом, в ближайшей перспективе повысят расходы и цены, так как импорт становится дороже, а инфляция повышается. Кроме того, неопределенность заставляет бизнес откладывать инвестиции. По мнению специалиста, долгосрочные последствия отразятся на внутреннем спросе.
— Реальный внутренний спрос снижается. В итоге мировой экономике теоретически грозит потеря до 0,3-0,5 процентных пунктов роста в 2025 году по сравнению с сценарием +3% без тарифов. Определить это для отдельных стран невозможно, поскольку пошлины постоянно пересматриваются, — сообщил аналитик.
В июльском докладе МВФ отмечается, что США сталкиваются с ростом инфляции и замедлением ВВП до примерно 1,9%. Европейский союз испытывает трудности с экспортом, рост которого вряд ли превысит 1%. Китай частично компенсирует негативные последствия внутренними стимулами, сохраняя рост около 4,8%, однако присутствуют сохраняющиеся структурные риски, добавляет Тимур Нигматуллин.
Глобальные изменения— Архитектура мировой экономики, политики и финансовой системы претерпевает изменения. Регионализация, оффшоринг и ниашоринг (nearshoring — перенос производств в страны, близкие к основным рынкам сбыта — прим. Ред.) стали глобальными тенденциями, а многополярность мировых процессов усиливается, — сообщила «Известиям» кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко.
Она выделяет влияние тарифов на изменения в международном балансе и политике.
— Пошлины Дональда Трампа способствовали ускорению этих тенденций, а страны, ранее конкурировавшие, теперь усиливают сотрудничество. Например, премьер-министр Индии Нарендра Моди впервые за десять лет посетил саммит ШОС в Пекине, — пояснила она.
Развивающиеся государства расширяют взаимодействие в сферах торговли, инвестиций и финансовых операций.
— Торговля между развивающимися странами усиливается, её доля выросла примерно до 25% от общемировой и при сохранении текущих трендов может достигнуть 30% к 2030 году или даже превысить этот показатель (в 1995 году это было всего лишь 8%), — добавляет Ксения Бондаренко.
Структурные и системные измененияИзменения в международной торговле и многосторонней системе ВТО вызвали множество дискуссий о сдвиге мировой экономики, при этом понимание природы этих изменений зачастую искажается, уверен старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Института прикладных экономических исследований Президентской академии Княз Багдасарян.
Он объясняет масштаб трансформаций: мировая экономика переживает структурные изменения по горизонтали (качественный сдвиг), которые могут привести к системным трансформациям по вертикали. Главной причиной явления структурной трансформации, сопровождаемой протекционизмом и усиленной конкуренцией, является технологический прогресс в мире.
— Системная трансформация выражается в изменении и обновлении институциональных правил международных организаций, отвечающих за разделение труда и экономическое развитие (WTO, UNCTAD, IMF, UN), — считает эксперт.
Однако системная трансформация не произойдет мгновенно. Существующие правила пока сохраняются, хотя часто подвергаются сомнению, отметил он. По мнению специалиста, пошлины негативно сказываются на международной торговле: опыт показывает, что в условиях глобализации изоляционное регулирование неэффективно и не приносит успеха ни одной из сторон.
Судебный вердикт29 августа 2025 года Федеральный апелляционный суд США постановил, что президент Дональд Трамп превысил свои полномочия в вопросах тарифов, одобрив законность отмены пяти указов о бессрочных пошлинах. Решение вступит в силу с 14 октября, что повлечет за собой отмену большинства тарифов.
— Политика руководства США направлена на сохранение мирового экономического и технологического лидерства, а также предотвращение экспансии Китая. Конфронтация между США и Китаем длится уже около десяти лет, остальные события являются второстепенными и взаимоувязанными. К ним относятся блокировка альтернативных логистических маршрутов, дестабилизация рынков сбыта, санкционные и тарифные противостояния, — пояснил Княз Багдасарян.
Возможные сценарииАналитики рассматривают несколько вариантов развития ситуации. В первом случае, если пошлины лишь частично отменят, цепи поставок адаптируются, внутренний спрос в США и Европе стабилизируется, Китай поддержит рост за счёт внутренних стимулов, а потеря глобального ВВП будет минимальной. Замедление роста не превысит 0,3 процентных пункта, пояснила заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.
В альтернативном развитии событий при сохранении тарифов и усилении торговой напряжённости мировой экономический рост будет ограничен, инфляция в США превысит прогнозы, а европейские страны столкнутся с дефицитом бюджета: например, Франция — 5,5% ВВП, Великобритания — 4,4% ВВП, а долг Германии и Великобритании увеличится с 113% до 116% и с 101% до 104% соответственно, отмечает Ксения Бондаренко. В таких условиях развивающиеся страны активизируют торговое сотрудничество и диверсификацию рынков.
— На крупнейшие европейские государства (Германия, Франция, Великобритания) влияют внешние и внутренние вызовы, что отражается в росте доходности гособлигаций. Германия испытывает трудности в промышленности, во Франции и Великобритании ожидается высокое дефицитное финансирование уже несколько лет подряд, — подчеркнула она.
Если произойдет технологический сдвиг, структурные преобразования ускорятся, правила международного разделения труда будут реформированы, а тарифы потеряют ключевое значение. Рост экономики будет зависеть от технологической конкурентоспособности США и Китая.
— Рынки адаптируются к неопределённости, но структурные изменения требуют времени. Тарифная политика создает краткосрочные риски, однако долгосрочные эффекты зависят от внутренней динамики стран и технологических изменений, — отметила «Известиям» Юлия Макаренко.
В 2025 году мировая экономика балансирует между краткосрочным влиянием тарифов Трампа, длительной технологической трансформацией и геополитическим соперничеством. В краткосрочной перспективе пошлины замедляют рост, усиливают инфляцию и инвестиционную неопределённость. В среднесрочной — способствуют усиливающейся структурной перестройке и многополярности мировой торговли.