Переговоры на границе Армении и Турции: чего ожидать именно там


Фото: Getty Images/Wolfgang Kaehle

Впервые за долгое время Армения и Турция встретятся для нормализации отношений и открытия границы

Первая встреча правительственных делегаций Армении и Турции состоится на их общей границе. Основной темой переговоров станут установление дипломатических отношений и открытие границы между странами. В Ереване надеются, что эти контакты помогут преодолеть долгую стагнацию и снимут региональную изоляцию. Подробности в материале «Известий».

С оглядкой на Пакистан

В ближайшие дни у армянской и турецкой правительственных делегаций запланирована встреча у границы двух государств. Главами делегаций станут специальные представители по нормализации отношений — Рубен Рубинян и Сердар Кылыч. Предполагается, что турецкая сторона прибудет в Армению по суше через контрольный пункт Алиджан-Маргара. Конкретная дата и место переговоров пока не разглашаются.

Согласно турецким источникам, обсуждаться будет нормализация отношений и выполнение ранее достигнутых соглашений. Армянский спецпредставитель Рубен Рубинян уточняет, что внимание сосредоточат на дипломатических отношениях и открытии границы. В программу войдут и технические вопросы: восстановление железнодорожного сообщения Карс – Гюмри и моста Ани.

Рубинян выразил оптимизм. По его словам, после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном сотрудничество с Турцией должно активизироваться. «Причин для задержек я не вижу. Армянская сторона готова открыть границы и наладить дипломатические связи уже завтра», — заявил он.

Оптимизм усиливается после того, как в конце августа Армения установила дипломатические отношения с Пакистаном — близким союзником Азербайджана. Документы были подписаны 31 августа на саммите ШОС в Китае, в ближайшее время ожидается обмен послами между Ереваном и Исламабадом. Однако ситуацию осложнила блокировка со стороны Пакистана вступления Армении в ШОС на том же саммите.

Без Карабаха и геноцида

Турция признала Армению в 1991 году, однако дипломатические отношения между двумя странами до сих пор не установлены. Анкара блокирует сухопутную границу, а грузовые перевозки осуществляются транзитом через Грузию.

Одной из причин конфликта является турецкая поддержка Азербайджана в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Кроме того, длительное требование Еревана признать геноцид армян в Османской империи сильно раздражало Анкару. Считается, что эти усилия армян и диаспоры в Европе способствовали тому, что Турции не удалось вступить в ЕС.

В 2008–2009 годах стороны были близки к разрешению споров: президенты посетили друг друга и договорились об открытии границ. Однако политические элиты обеих стран восприняли эти договоренности как уступки. Также Турция испытывала давление от Азербайджана, который настаивал на сохранении давления на Армению.

Новый этап начался после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, когда армянские войска потерпели поражение и покинули регион. Турция активнее поддерживала Азербайджан, поставляя вооружение, направляя советников и отстаивая союзника на международной арене. В итоге влияние Анкары в регионе значительно возросло.

После начального шока в Армении быстро приняли новую реальность и взяли курс на улучшение отношений с Турцией. Правительство начало пересматривать гуманитарную политику: премьер Никол Пашинян выступает за отказ от концепции «исторической Армении», большая часть которой сейчас принадлежит Турции.

Из школьных учебников удаляют сведения об армянских храмах и памятниках на турецкой территории, многие названия адаптируются к тюркской традиции. Важным шагом стал фактический отказ от требований признания геноцида армян. Министр иностранных дел Арарат Мирзоян подчеркнул, что приоритеты изменились.

Символические изменения тоже заметны: армянские чиновники перестали считать гору Арарат высшей точкой страны, а Пашинян разместил в своем кабинете изображение горы Арагац, расположенной внутри Армении. Рассматривается также возможность изменения государственного герба, на котором изображен Арарат.

В феврале 2023 года, когда в Турции произошло мощное землетрясение, Армения одной из первых направила гуманитарную помощь. Летом прошлого года Ереван признал независимость Палестины, после телефонного разговора Пашиняна с Эрдоганом на фоне продажи напряженности Турции с Израилем из-за ситуации в секторе Газа.

В результате контакты между Анкарой и Ереваном стали заметно более активными. Пашинян и Эрдоган провели несколько личных встреч, а в июне нынешнего года армянский лидер впервые побывал в Стамбуле. Министры иностранных дел обеих стран наладили персональное сотрудничество; Арарат Мирзоян также посетил Турцию. Кроме того, создан специальный формат переговоров с участием спецпредставителей, состоялось уже пять раундов.

Однако практических результатов этой активности немного. Уже несколько лет обсуждается открытие границы хотя бы для представителей третьих стран и обладателей дипломатических паспортов, но вопрос остается нерешенным. В Анкаре постоянно подчеркивают, что Ереван должен сначала подписать мирный договор с Азербайджаном, после чего двусторонние отношения разблокируют. Президент Эрдоган также настаивает на открытии Зангезурского коридора — транспортного пути из Азербайджана в Турцию через юг Армении.

В августе этого года просматривается прогресс по обоим вопросам. Лидеры Армении и Азербайджана в Вашингтоне парафировали текст мирного договора, при этом Ереван обязался сотрудничать с США и другими странами в реализации транспортного проекта «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP).

Несмотря на успехи, после встречи в Вашингтоне вновь возникли новые разногласия. Представители Турции и Азербайджана продолжают употреблять термин «Зангезурский коридор», что вызывает недовольство команды Пашиняна. Армяне утверждают, что согласны лишь на строительство «дороги Трампа» в рамках общей разблокировки коммуникаций региона.

Что говорят эксперты

Александр Крылов, главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, полагает, что на предстоящих переговорах прорыва не случится.

— Турция поддерживает Азербайджан в их противостоянии с Арменией. Анкара открыто заявляет, что не будет нормализации, пока Ереван и Баку не уладят отношения и не подпишут мирный договор. Для этого в Армении необходима конституционная реформа, которая, видимо, не состоится раньше 2027 года. Следовательно, сейчас можно ожидать лишь косметических изменений, — пояснил он.

Армянский политолог Грант Микаэлян тоже считает прорывы маловероятными.

— Думаю, в ходе нынешней встречи могут быть достигнуты промежуточные договоренности. К примеру, возможно тестовое открытие границы для граждан третьих стран. В остальном Турция будет настаивать на подписании мирного договора с Азербайджаном, а также на вопросах коридора и порядка его функционирования. Встреча в Вашингтоне сблизила позиции, но универсального решения по всем пунктам не достигнуто, — отметил он.