Каждая десятая компания планирует осенние сокращения штата сотрудников


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Рост сокращений в компаниях осенью 2025 какие отрасли пострадают больше всех

Осенью каждый десятый работодатель намерен уменьшить число сотрудников — таковы данные опроса от сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», доля которых составила 12% (информация доступна у «Известий»). В конце 2024 года такие планы имели только 8% компаний. Одновременно число бизнесов, рассчитывающих на прием новых работников, снизилось вдвое. Эти изменения происходят на фоне рекордно низкой безработицы. Главные причины — рост расходов, увеличение налоговой нагрузки, снижение спроса и необходимость повышения зарплат ключевым специалистам. При этом рутинные обязанности все чаще переходят на искусственный интеллект. Массовые увольнения могут затронуть сферы строительства, торговли, консалтинга, добычи полезных ископаемых и машиностроения. Подробнее о том, какие индустрии расширяют штат и за кем компании особенно крепко держатся, рассказывает материал «Известий».

Кого собираются сокращать в 2025 году

С началом нового делового сезона 12% компаний планируют уменьшить численность персонала — это на 4 процентных пункта больше, чем в конце предыдущего года. При этом доля бизнесов, намеренных нанимать новых сотрудников, упала вдвое: сейчас таких около четверти, тогда как перед 2025 годом их было свыше половины. Большинство организаций (63%) намерены сохранить существующий штат, сообщает исследование сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор». Редакция направила запрос в Минтруд.

Основной удар придётся на строительные компании, которым сокращают персонал из-за снижения спроса на жилье вследствие высокой стоимости ипотеки. Помимо этого, сокращения могут коснуться фирм, работающих в консалтинге и сегменте B2B-услуг, так как они теряют заказы вследствие урезания клиентских бюджетов, заметил заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков.


Также сокращения затронут капиталоёмкие цикличные отрасли, включая машиностроение, добычу сырья и отдельные направления розничной торговли, добавил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

— При этом наиболее подвержены сокращениям работники, деятельность которых не приносит прямую прибыль: нетехнические сотрудники IT-сектора, младшие специалисты в различных областях, маркетологи и административный персонал. Предпочтение отдается удержанию опытных универсальных работников, — отмечает Александр Ветерков.

Кроме того, под угрозой увольнений остаются сотрудники с рутинными обязанностями, сезонные и контрактные работники, добавил Ярослав Кабаков. Риски также касаются работников отдела документооборота, где процессы уже хорошо автоматизируются. В промышленном секторе под ударом окажутся низкоквалифицированные специалисты, чью работу все чаще выполняют машины, рассказала заместитель руководителя Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко.

Напротив, наращивают штат предприятия импортозамещающих и промышленного производства, ориентированные на государственные заказы, поделился Александр Ветерков. Продолжается активный набор работников в оборонно-промышленном комплексе, фармацевтической отрасли и сфере кибербезопасности, относящихся к социально значимым и критически важным сферам.

— При этом сохраняется дефицит кадров в IT, логистике, здравоохранении, образовании и производстве, ориентированном на внутренний рынок, что поддерживает спрос на новых сотрудников, — отметил Ярослав Кабаков.

Стабильный спрос на персонал присутствует и в бюджетном секторе — сферах здравоохранения, образования и правоохранительных органах, подчеркнул профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

В первой половине года наибольшим спросом пользовались рабочие и линейные специальности — этому способствовали инфраструктурные проекты и развитие отечественного производства, рассказал директор по развитию сервиса «Авито Работа» Роман Губанов. Особенно выросло в 2,5 раза число вакансий гальваников и кузнецов. Кроме того, вдвое увеличилось количество открытых позиций для поваров-кассиров, сборщиков мебели и сельскохозяйственных рабочих.

Причины роста увольнений

Ключевым фактором роста массовых сокращений является снижение потребительского спроса, пояснил Александр Сафонов из Финансового университета. Вторым фактором он назвал необходимость удержания ключевых кадров путем повышения им зарплаты хотя бы на уровень инфляции, из-за чего ресурсов на менее важный персонал не хватает.

Дополнительное влияние оказывают рост расходов, повышение налоговой нагрузки и дорогие кредиты, что заставляет бизнес пересматривать бюджетные планы и оптимизировать штат, добавил Ярослав Кабаков из «Финама».

Тенденция к сокращению персонала связана также с оптимизацией процессов и внедрением современных технологий, включая искусственный интеллект, отмечает Юлия Коваленко. Речь идет в первую очередь об электронных сервисах как для внутреннего использования, так и в работе с поставщиками и клиентами.

Охлаждение спроса на новых работников началось с ноября 2024 года — тогда впервые в годовом выражении снизилось количество вакансий. Оптимизация штатов уже стартовала в крупных холдингах, особенно в IT и digital-разделах, где во время постковидного восстановления активно набирали сотрудников «впрок», напомнил Александр Ветерков из «Работа.ру».

По мнению эксперта, сейчас рынок находится в фазе корректировки: компании избавляются от избыточных и малоэффективных работников, сосредотачиваясь на многозадачных и лояльных сотрудниках, способных быстро повышать продуктивность и приносить прибыль.

Ранее СМИ сообщали, что «Газпром» намерен провести масштабные сокращения в центральном аппарате в 2025 году — под сокращение попадёт примерно 1,6 тыс. человек, включая руководителей. Аналогичные планы объявила Объединённая авиастроительная корпорация (часть «Ростеха»), которая планирует уволить около 1,5 тыс. управленцев в Москве.

— Доля компаний, готовых проводить сокращения, увеличится при сохранении высоких издержек и низкого спроса. Это может негативно сказаться на потребительской активности и занятости в регионах, однако ускорит перераспределение рабочей силы и развитие автоматизации, — прогнозирует Ярослав Кабаков.

Тем не менее общая ситуация с сокращениями пока не выглядит критичной: на рынке остаётся нехватка специалистов и рекордно низкий уровень безработицы — 2,2% в июле, уверена Юлия Коваленко. По её словам, изменения в структуре кадров происходят планомерно — в значительной мере благодаря внедрению новых технологий. Многие работодатели заранее готовились к оптимизации, поэтому часть работников находилась на срочных контрактах и была предупреждена о возможных переменах.