Российская вакцина против онкологических заболеваний готова к применению — ее доклинические исследования подтвердили безопасность и высокую эффективность, сообщила «Известиям» глава Федерального медико-биологического агентства, экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова. По ее информации, в конце лета 2025 года ФМБА направило документы в Минздрав для получения разрешения на клиническое использование нового препарата. Об этом, а также о развитии нейропротезирования в России и сроках открытия новых протезно-реабилитационных центров Вероника Скворцова рассказала в интервью «Известиям» в ходе ВЭФ-2025.
«Нейропротезирование становится реальностью»— На Восточном экономическом форуме активно обсуждался вопрос создания бионических протезов. Как вы считаете, когда в России нейропротезирование станет массовым? И есть ли у нас технические возможности для этого?
— Мы уже достигли уровня, когда нейропротезирование перестает быть научной фантастикой и становится реальностью. В настоящее время ведутся интенсивные разработки, первые этапы пройдены. Ключевым достижением стало создание биосовместимых микроэлектродов, способных имплантироваться в окончания периферических нервных волокон — как чувствительных, так и двигательных. Это позволило применить метод нейромодуляции — подбор определенных режимов стимуляции периферических нервных волокон, направленный на устранение фантомных болей и нормализацию проведения нервных импульсов.
Другой технологией является использование виртуальной и дополненной реальности, которая дает возможность фактически «обучать» культю правильно напрягать различные группы мышц. Человек в виртуальной среде видит свои сохраненные конечности и учится выполнять движения, например, хлопать или повторять другие действия. Это облегчает последующее использование протеза.
Сейчас наступил важный этап, когда на имплантированные электроды надевается протез конечности, что обеспечивает тактильное ощущение протеза. Благодаря этому человек может без помощи зрения различать предметы на ощупь — например, определять их мягкость, жесткость, вес.
— Какие следующие шаги планируются в этой работе?
— В дальнейшем предстоит разработка микропроцессорных нейроэлектронных интерфейсов. Создаются микропроцессорные чипы, устойчивые к окислению в средах человеческого организма, которые сохраняются и долго функционируют. Они обладают высокой чувствительностью и передают импульсы от нейронных клеток к соответствующим электронным компьютерным устройствам.
В 2025 году на базе Центра мозга и нейротехнологий ФМБА был создан научный центр мирового уровня, в котором открыли Центр кибернетической медицины и нейропротезирования. В рамках ВЭФ были услышаны доклады специалистов этого центра. Желаем им успехов.
«Планируем построить 10 реабилитационных центров за два года»— Ранее сообщалось, что к 2027 году будет открыто как минимум десять протезно-реабилитационных центров. Что известно по этому поводу?
— Сейчас мы согласовали с Министерством обороны места размещения этих центров. Важно, чтобы они располагались удобно для поэтапного оказания медицинской помощи. В итоге выбраны десять регионов, один из которых — Приморский край, где мы сейчас находимся.
— Когда начнутся открытия первых таких центров?
— Изначально планируется построить протезно-реабилитационные центры в течение двух лет — 2026 и 2027 годов. У нас уже есть накопленный опыт: например, эталонный центр в подмосковном поселке Голубое — первый объединенный протезно-реабилитационный центр. Мы понимаем, как организовывать такие учреждения и одновременно готовить кадры. Надеемся реализовать эти планы.
— В России завершилось окончательное тестирование вакцины от рака, запуск которой планировался на 2025 год. Достигнуты ли уже первые результаты?
— К концу лета 2025 года мы подали документы в Минздрав для получения разрешения на клиническое применение вакцины. Исследования длились несколько лет, последние три года проходили под строгими доклиническими протоколами.
Они подтвердили безопасность вакцины, включая многократное повторное применение, а также высокую эффективность — снижение размеров и замедление роста опухолей на 60-80%, в зависимости от характеристик. Кроме того, исследования показали улучшение выживаемости, что имеет большое значение. Вакцина готова к применению, сейчас ожидаем разрешения.
— При каких типах рака предполагается использовать эту вакцину?
— Вакцину планируется применять в первую очередь при колоректальном раке. Одновременно ведутся разработки для использования при глиобластоме — одном из самых злокачественных видов опухолей, расположенных за гематоэнцефалическим барьером в головном мозге, а также при некоторых видах меланомы, включая не только кожный рак, но и меланому оболочек глаза. Это очень тяжелое и стремительно прогрессирующее заболевание, поэтому эти направления будут следующими.