1 сентября в Калининграде открылся исторический парк, в котором представлены копии памятников советским солдатам, недавно разрушенных в странах Восточной Европы. Создатели проекта стремятся таким способом сохранить историческое наследие, ценимое всеми, кто чтит память борцов с нацизмом. Борьба с памятью об освободителях продолжается и сегодня. Недавно по распоряжению эстонских властей было уничтожено братское кладбище советских солдат в городе Кохтла-Ярве. Этот случай лишь часть широкомасштабной борьбы властей Прибалтики против советских воинских захоронений. Подробности — в материале «Известий».
От сноса памятников — к уничтожению кладбищПосле распада Советского Союза многие памятники, посвященные павшим советским воинам, перешли под юрисдикцию новых государств, образованных на территории бывших советских республик, соседствующих с Россией. В ряде этих стран активизировались попытки переписать историю и проявляется радикальный национализм, что сильно отразилось на мемориальном наследии Великой Отечественной войны. Множество памятников было уничтожено, особенно в последние годы. Местные власти оправдывали это «преодолением последствий советской оккупации».
1 сентября в Калининграде состоялось торжественное открытие парка исторических скульптур «Спасенная Европа». В парке можно увидеть уменьшенные копии советских воинских памятников, недавно разрушенных в различных европейских странах. В экспозицию вошли памятники, ранее расположенные в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Польше, Чехии и Болгарии. В будущем планируется создать еще около тридцати копий монументов, которые либо уже уничтожены, либо находятся под угрозой сноса. Создание парка стало возможным благодаря упорной работе историков и краеведов, успевших задокументировать эти объекты до их уничтожения. Так, рижский краевед Александр Ржавин составил карту советских воинских памятников, снесенных в Латвии — вместе с коллегами они нашли сведения о 251 подобном монументе и продолжают обновлять этот список.
Стоит отметить, что памятники в недружественных странах не просто разрушают — иногда их превращают в объект насмешек. Примером стала история в Эстонии минувшим летом. Фирма эстонского предпринимателя Валло Каппака занималась сносом снесенных советских памятников. Один из них — доломитовый монумент весом почти тонну с кладбища Михкли в волости Ляэнеранна — привезли в поселок Пикавере в Пярнуском уезде. Там националисты устроили спектакль «Ай, братья...», посвященный «подвигам» Хирмуса Антса — члена послевоенных бандформирований, терроризировавших мирное население, лояльное советской власти. Позже на этом же месте прошла премьера постановки «На пути в Аркадию. История невесты лесного брата». Каппак заявил, что снесенный памятник будет использован как «реквизит», а после — разбит на части....
Однако, Прибалтика начинает новую фазу борьбы с исторической памятью — под угрозой оказались советские братские кладбища. Эстония лидирует в этом позорном процессе: в последнее время были ликвидированы захоронения советских солдат в Раквере, Пярну, Тарту, Тапа, Хаапсалу, а также в волостях Тюри, Эммасте, Ныо, Вызу и других муниципалитетах. Останки солдат извлекают из могил, укладывают в мешки и потом закапывают заново — но уже в отдаленных и малопосещаемых местах общих кладбищ, под табличками с нейтральной надписью «Жертвы Второй мировой войны».
В 2024 году по приказу был уничтожен один из последних советских мемориальных комплексов в Эстонии — расположенный близ села Техумарди на острове Сааремаа. Доломитовые надгробия с пятиконечными звездами и именами 190 погибших воинов были вывезены, а останки перезахоронены в отдаленном месте. Мемориал исключили из списка охраняемых объектов Эстонии, а на его месте обустроили газон. Руководил процессом сотрудник таллинского Военного музея Арнольд Унт, под чьим контролем были уничтожены советские братские кладбища по всей стране — в общей сложности осквернены 2500 могил.
Преследование памятника Скорбящей материВ 2024 году было перенесено более сорока могил с Военного кладбища Таллина. Власти объяснили это тем, что советские захоронения якобы закрывают памятник «настоящим героям» — участникам войны за независимость Эстонии в 1918-20 гг. Вандализм продолжился и позже. В апреле 2025 года активист русской общины Эстонии Андрей Заренков заметил исчезновение двух памятников на могилах советских солдат и моряков на таллинском Военном кладбище.
Следующим объектом, подвергшимся уничтожению, стало советское братское кладбище в Кохтла-Ярве. Уничтожение происходило постепенно. 12 января 2023 года с мемориала сняли памятник Скорбящей матери — самый заметный элемент мемориального комплекса. В том же месяце в уезде Ида-Вирумаа прошла вторая волна сноса памятников, затронувшая надгробия. Большинство жителей Кохтла-Ярве — русские и русскоязычные — выразили возмущение. Ранее им обещали, что Скорбящая мать может остаться, если изменить надпись на «нейтральную», так как чиновников не устраивала фраза «Вечная слава павшим за свободу и независимость нашей родины». Жители полагали, что, пожертвовав надписью, смогут спасать памятник. «Судя по снимкам, мы поняли, что в этой фигуре скорбящей женщины нет ничего идеологического», — говорил осенью 2022 года историк Меэлис Марипуу.
Тем не менее, правительственная комиссия настояла на сносе памятника. Мэр Кохтла-Ярве Вирве Линдер попыталась смягчить недовольство граждан, заверив, что памятник заменят достойным и красивым знакам могилы, соответствующим эстонской культуре и традициям. Она обещала, что кладбище сохранится и останется местом поминовения. Однако эти обещания не были выполнены. 26 августа сообщили, что братское захоронение в Кохтла-Ярве экскаватором вскрыли, а останки сложили в черные пластиковые мешки.
Директор эстонского Военного музея Хеллар Лилль сообщил, что было выкопано около тридцати останков в гробах. По его словам, эксгумированные останки будут погребены вновь, возможно, в общей могиле на городском кладбище Рауди. Политолог Максим Рева, уроженец Эстонии, рассказал «Известиям»: «Я говорил с жительницей Кохтла-Ярве, она рассказала, что после уничтожения памятников советским солдатам люди носили цветы 9 мая именно на это кладбище. То есть ликвидация кладбища связана с попыткой войны против Дня Победы. Жителей хотят лишить мест, где они могли бы возлагать цветы в праздничный день».
В эстонском вопросе с уничтожением братских кладбищ лидирует Прибалтика. В Латвии подобный случай был зафиксирован только один раз — в ноябре 2022 года в окрестностях поселка Шкяуне на востоке страны было уничтожено кладбище советских воинов. Мемориал и памятные плиты на месте захоронения снесли бульдозером. Это произошло вопреки приведенным ранее обещаниям высших латвийских чиновников не трогать воинские захоронения. Сотрудники посольства России в Латвии зафиксировали факт полного уничтожения ансамбля каменных изделий советских воинов и всего братского кладбища.
Дипломаты отметили, что памятные плиты с именами красноармейцев были разрушены вандалами. «Вся территория повреждена тяжелой техникой, не осталось ни знака, ни упоминания о братской могиле. На фото и видео заметны кресты и надгробия гражданских, которые уцелели после этого безобразия», — сообщили представители посольства. Им удалось поговорить с местными жителями, которые скрытно выразили возмущение варварскими действиями властей, опасаясь репрессий.
Новые поводы для русофобииВ Латвии, в отличие от Эстонии, уничтожение советских братских кладбищ произошло единожды — после этого подобных инцидентов не зафиксировано. Но ситуация может измениться, поскольку праворадикальная партия Национальное объединение требует сноса мемориалов, находящихся на могилах, и захоронения останков в отдаленных местах. Закон об уничтожении советских памятников позволяет сносить лишь те из них, которые не расположены прямо на захоронениях, что сохраняет некоторые мемориалы, например комплекс в Дубровинском парке Даугавпилса, стоящий на могилах советских офицеров, погибших при освобождении города в июле 1944 года.
Тем не менее, Национальное объединение давно настаивает на сносе таких мемориалов, несмотря на то, что пока не получило достаточной поддержки в парламенте. Однако до следующих выборов в стране осталось чуть больше года, и политикам нужно демонстрировать электорату успехи. Возможно, в преддверии голосования будет предпринята новая попытка «окончательного преодоления культурных последствий советской оккупации» посредством сноса братских кладбищ, как считает политолог Максим Рева.
Что касается Литвы, там еще только готовятся к переносам советских братских кладбищ. В прошлом году несколько крупных муниципалитетов обратились к правительству с просьбой принять закон, регулирующий перемещение захоронений, находящихся в людных местах. В августе 2025 года литовское правительство утвердило порядок таких действий. По словам представителей кабмина, теперь местные власти будут получать не только «четкий правовой алгоритм», но также государственное финансирование для ликвидации братских кладбищ, признанных «частью пропаганды тоталитарных режимов». Министр культуры Литвы Шарунас Бирутис назвал это «долгожданным шагом», устраняющим правовую неопределенность для муниципалитетов.
Бирутис отметил, что новая процедура позволит обеспечить «бережное отношение к останкам и соблюдение международных обязательств», а также «защитить общественное пространство от проявлений идеологии тоталитарных режимов». По новым правилам, на местах новых захоронений должны быть установлены надгробия с «объективной исторической информацией о связи объекта с тоталитарными режимами». Другими словами, в отличие от Эстонии, там не планируют уничтожать памятники советских времен, а лишь переместят останки с установкой информирующих материалов, указывающих на то, что там покоятся «солдаты оккупационных войск».
Калининградский политолог Александр Носович в интервью «Известиям» высказал мнение, что разрушения советских памятников и братских кладбищ вызваны бессилием и осознанием некоторыми властями недружественных стран того, что им не удастся повлиять на Россию напрямую. «Вызванная ярость должна куда-то выходить. Её направляют в первую очередь против русскоязычного населения, включая российских пенсионеров, которым блокируют выплаты или депортируют из домов. Во-вторых — на символы памяти. Это способ отыграться на тех, кто не может ответить. При этом боятся вступить в силовое противостояние с Россией, так как прежние попытки, например, блокировать транзит в Калининград или перехват танкеров из портов Ленинградской области, были пресечены. А памятники, мертвые солдаты или живые пенсионеры не способны дать отпор, поэтому «бороться» с ними безопасно», — поясняет политолог.