В первой половине 2025 года почти треть российских предприятий оказалась убыточной — такой уровень убытков не фиксировался с периода пандемии, сообщают «Известия», опираясь на статистику Росстата. В отличие от предыдущих лет, когда количество убыточных компаний снижалось, теперь тенденция изменилась: более 19 тысяч организаций зафиксировали убытки. Главными факторами этого стали дорогие кредиты, ослабленный спрос, рост налогов, санкционные ограничения и увеличение издержек, включая повышение зарплат. Чувствительнее всех понесли убытки угледобывающие предприятия, а также представители жилищно-коммунального хозяйства, транспортного сектора и научно-исследовательской деятельности. Подробнее о том, какие отрасли показывают устойчивость и какие меры могут помочь улучшить ситуацию, — в материале «Известий».
Причины роста числа убыточных компаний в РоссииЗа первые шесть месяцев 2025 года доля убыточных российских организаций (исключая малый и средний бизнес, государственные структуры и финансовый сектор) увеличилась на 2,3 процентных пункта и достигла 30,4%. Этот показатель является максимальным с 2020 года, когда из-за пандемии и массового перехода на онлайн-формат следующие последствия приостановили работу 35% предприятий. Ранее доля убыточных компаний сокращалась, подсчитали «Известия» на основе данных Росстата.
По статистике, за полгода прибыли в сумме получили 43 тысячи организаций, составившие 18,4 триллиона рублей, тогда как почти 19 тысяч компаний завершили период с убытками свыше 5 триллионов рублей.
— В развитых государствах обычно доля убыточных компаний находится в пределах 10–20%. Значение в размере 30% считается высоким, хотя и не исключительным для рынков развивающихся стран во время кризисов. Оптимальный уровень — не выше 15–20%. Таким образом, нынешний показатель одной трети свидетельствует о системных сложностях с доходностью у ряда отраслей, — прокомментировал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
За последние три десятилетия глобальная экономика претерпела значительные изменения: сейчас более 40% динамично растущих компаний остаются убыточными, поскольку их развитие в основном финансируется за счет акционерных вложений, отметил руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов.
Главной причиной увеличения числа убыточных предприятий стала высокая ключевая ставка, которая подняла расходы на обслуживание кредитов (в первой половине года она держалась на уровне 20–21%, в августе снизилась до 18%), разъяснил президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин. Также на бизнес оказывают давление рост издержек, удорожание логистики и изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в начале 2025 года — в частности, налог на прибыль повысили с 20% до 25%. Это существенно снизило рентабельность многих отраслей, добавил эксперт.
Помимо этого, рост убыточности тесно связан с увеличением номинальных зарплат: за год они поднялись на 15%, напомнила доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.
В Минэкономразвития уточнили, что данный показатель имеет характерную сезонность: в первой половине года значения традиционно выше, тогда как к концу года происходит снижение, что объясняется графиками выплат по контрактам.
Кроме того, динамика разных отраслей зависит от ряда факторов — уровня спроса на продукцию, темпов адаптации к новым рынкам, соотношения тарифов ресурсоснабжающих организаций ЖКХ и стоимости энергоресурсов, а также эффективности инвестиционных программ по обновлению оборудования, отметили в ведомстве.
В каких отраслях наибольшие убытки в 2025 годуРосстат фиксирует максимальные убытки в угледобыче, производстве и распределении пара и горячей воды, водоснабжении и водоотведении, а также в сфере утилизации отходов. В числе убыточных оказались также сухопутные пассажирские перевозки и научные исследования — в этих секторах в минусе находятся до половины и более компаний.
В угольной промышленности снижение доходов связано с мировыми проблемами спроса и введением пошлин Китаем, пояснил Алексей Курасов из «Финама». Усилило давление также повышение тарифов РЖД, ограничение пропускной способности Транссиба и высокая долговая нагрузка компаний на фоне роста ключевой ставки.
— На металлургическую отрасль России влияет внешнее давление, снижающее спрос на коксующийся уголь. Еще одним фактором стало увеличение поставок природного газа в Китай, что отчасти вытесняет угольные компании с этого рынка, — добавила Анастасия Прикладова из РЭУ.
Владимир Чернов из Freedom Finance Global отметил, что падение цен на мировой арене связано с переходом на зеленые источники энергии.
Положение в сфере ЖКХ ухудшается из-за того, что тарифы растут гораздо медленнее, чем фактические расходы, особенно на заработную плату, продолжил Алексей Курасов. Отдельным дополнительным фактором является мораторий на взыскание долгов, накопленных до октября 2022 года, который действует до января 2026 года.
В транспортной сфере проблемы затронули всю логистику, добавил эксперт. Контракты заключены на длительный срок, тогда как расходы растут: повышаются зарплаты, дорожает обслуживание импортной техники и оборудования, растут кредитные ставки. При этом значительная доля транспорта приобреталась в лизинг, что усиливает финансовую нагрузку на компании.
Сектор научных исследований страдает из-за сокращения грантов и инвестиций, подчеркнул Владимир Чернов.
По данным Росстата, среди менее убыточных секторов — производство бумаги, резиновых и пластмассовых изделий, текстиль, фармацевтика и оптовая торговля. В этих отраслях доля убыточных компаний не превышает 25%. Эти секторы поддерживаются устойчивым спросом и сравнительно низкой капиталоемкостью, пояснил Владимир Чернов.
IT-отрасль показывает положительные результаты, ежегодно получая более 1 триллиона рублей налоговых льгот, сообщил Алексей Курасов. Также хорошо чувствует себя промышленное производство и машиностроение, особенно в сегменте военно-промышленного комплекса — доходы компаний выросли в 2–3 раза.
— Строительство и производство товаров длительного пользования, таких как автомобили, бытовая техника и промышленное оборудование, сталкиваются со сложностями из-за высокой конкуренции с Китаем, запасы товаров у дистрибуторов которого уже переполнены, — отметил эксперт.
К каким последствиям приводит рост убытков среди компанийРост числа убыточных предприятий ведет к падению налоговых доходов, снижению инвестиционной активности и усилению долговой нагрузки, отметил Владимир Чернов. Это увеличивает давление на банковскую систему, вынуждающуюся чаще реструктурировать займы, а также на государство, которое поддерживает убыточные отрасли посредством субсидий. В долгосрочной перспективе такие тенденции могут замедлить экономический рост и обострить структурные дисбалансы.
— Без поддержки инвестиций в модернизацию возможно увеличение числа банкротств и рост инфляции, поскольку оставшиеся на рынке компании будут повышать цены, — предупредил Алексей Курасов из «Финама».
Если существующие макроэкономические условия сохранятся, доля убыточных предприятий будет увеличиваться, считает Сергей Катырин из ТПП. По его словам, ситуацию можно улучшить за счет снижения кредитной нагрузки, налоговых послаблений для отдельных отраслей и расширения мер государственной поддержки там, где она необходима.
Во второй половине года ситуация может стабилизироваться, предполагает доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Президентской академии Даниил Гоненко. Помогут этому снизившаяся ключевая ставка, ускорение расчетов в госсекторе, расширение факторинга (продажа долгов банкам) и гарантий. Для коммунальной инфраструктуры дополнительным стимулом станет запуск долгосрочных программ модернизации.
— Основная угроза роста убыточности — это откладывание компаниями инвестиционных проектов, обновления оборудования и внедрения технологий. Это ударит по подрядчикам из малого и среднего бизнеса и создаст риски для занятости и производительности на местах, — предостерег специалист.
Чтобы преодолеть эту тенденцию, необходимо ускорить институциональные преобразования: связывать финансирование с контрактами и технологиями, предоставить среднему бизнесу доступ к оборотным средствам и долгосрочному спросу, уверен Даниил Гоненко. Тогда рост убыточности удастся остановить, а нынешний всплеск останется временным.