Власти Германии приняли решение о полном пересмотре государственной политики в области безопасности. В стране будет создан Совет национальной безопасности, а также реформирована система военной службы, которая при этом останется добровольной. Главной причиной таких перемен называется угроза со стороны России. Вместе с тем, некоторые ведущие политики Берлина считают текущие меры недостаточными и призывают вернуть обязательный призыв. Подробности изложены в материале «Известий».
Засели в штаб-квартире«Россия является и будет оставаться на протяжении долгого времени главной угрозой свободе, миру и стабильности в Европе», — сообщил канцлер Германии Фридрих Мерц после заседания кабинета министров, подчеркнув, что его коалиция «решительно отвечает на вызов». Он добавил, что из-за действий Москвы НАТО наращивает оборонный бюджет до 5% ВВП, а правительство осуществляет изменения в налогово-бюджетной политике.
Кабинет министров ФРГ согласовал создание Совета национальной безопасности, в который войдут 13 человек. Эта структура станет посредником между правительством и силовыми ведомствами, что облегчит оперативное реагирование Германии на внутренние и внешние угрозы. Кроме того, правительство утвердило законопроект о новой системе военной службы, которая планируется к внедрению с начала 2026 года.
Заседание прошло впервые за 30 лет не в правительственном здании, а в штаб-квартире бундесвера.
В связи с предложениями о реформе военной службы в правящей коалиции разгорелись серьезные дискуссии, однако в итоге удалось достичь компромисса. За несколько дней до принятия законопроекта министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль отправил документ на дополнительную доработку.
Он выступал за немедленное введение обязательного призыва, аргументируя свое требование невозможностью комплектования армии иначе. Его поддержали некоторые влиятельные члены блока ХДС/ХСС, включая премьер-министра Баварии, лидера Христианско-социального союза Маркуса Зёдера. Однако, после длительных переговоров с участием Мерца, Вадефуль согласился отказаться от этой инициативы.
Всех в армиюМинистр обороны Борис Писториус лично разработал проект закона, который предусматривает обязательное анкетирование всех мужчин от 18 лет и женщин, желающих поступить на военную службу. Руководитель Минобороны ориентировался на шведскую модель. Он убежден, что это позволит возобновить воинский учет, определить пригодных к службе и желающих ее пройти.
Начиная с июля 2027 года, помимо анкетирования, граждане Германии будут обязаны проходить медицинскую комиссию, по результатам которой будет присваиваться категория годности к военной службе.
Служба останется добровольной, однако в случае обострения обстановки возможен переход на обязательную военную службу. Кроме того, власти решили улучшить условия для новобранцев — размер выплат увеличат на 80%, достигнув 2000 евро в месяц.
Ранее Фридрих Мерц пообещал превратить бундесвер в самую мощную армию Европы. В настоящее время численность армии составляет около 182 тысяч человек, а в будущем планируется увеличить этот показатель до 260 тысяч, а резервистов — с 100 тыс. до 200 тыс.
В коалиционном соглашении, заключенном между блоком ХДС/ХСС и Социал-демократической партией Германии, не предусмотрен возврат к обязательному призыву, который действовал до 2011 года. Тогда его отменило правительство ХДС/ХСС по финансовым причинам.
Что думают экспертыСтарший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Артем Соколов в интервью «Известиям» отметил, что Германия сегодня «осуществляет целенаправленную политику милитаризации общества и государства».
— Очевидным проявлением этой политики является формирование Совета национальной безопасности и активные попытки вернуть всеобщий призыв, отмененный в 2011 году. В настоящее время комплектование бундесвера сохраняется на добровольной основе, но при этом реализуется масштабная оценка призывного потенциала, — напомнил эксперт.
Германист считает, что это лишь промежуточный этап на пути к восстановлению всеобщей воинской повинности, поскольку добровольная система пока не позволяет достичь численности бундесвера в 210 тысяч человек, как было заявлено ранее. Недавно власти сообщили, что планируется достичь показателя в 260 тысяч военнослужащих.
— Нет никаких сигналов, что текущую проблему можно решить существующей системой комплектования. Немецкие власти называют эти меры ответом на российскую угрозу и подготовку к возможному конфликту с Россией в период 2029−2030 годов. Именно этот надуманный фактор «российской угрозы» служит причиной милитаризации общества Германии, — подчеркнул политолог.
По мнению специалиста, без антироссийской риторики у правительства Мерца не останется ясной цели.
— В экономике нет достижений, социальная сфера не развивается, поэтому милитаризация — единственная тема, на которой правительство Мерца пытается реализовать последовательный план действий. Реальная же готовность ФРГ к военному конфликту с Россией вызывает сомнения, — отметил аналитик.
Соколов уверен, что риторика немецкого правительства в первую очередь обусловлена внутренними политическими причинами.
— Немецкое руководство не справляется с актуальными экономическими и социальными задачами, вызванными в частности разрывом экономических связей с Россией и прекращением закупок российских энергоресурсов. В таких условиях власти пытаются создать для себя более благоприятные условия работы, — заявил политолог.
Эксперт считает, что эффективность этой политики под большим вопросом, если переговоры по украинскому конфликту приведут к прекращению активных боевых действий или улучшению отношений между Россией и США.
— Интересно узнать, будет ли Берлин действовать самостоятельно, вовлекая своих европейских союзников, или в следующем электоральном цикле изменит свою позицию, — размышляет специалист.
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» вспомнила, что с объединения Германии наблюдается постоянная тенденция к изменению роли страны на европейской и мировой арене.
— Было очевидно, что со временем ФРГ пересмотрит свою военно-политическую роль. Страна не удовлетворена положением под контролем США и не может проявлять собственные инициативы. Несмотря на участие бундесвера в коалиционных операциях под руководством США и НАТО, Германия иногда высказывала противоположные позиции, — объяснила эксперт.
Политолог добавила, что с начала 1990-х годов ФРГ старалась определить собственную повестку.
— Судя по всему, сейчас сложились условия, которые Германия пытается использовать. ФРГ не желает быть политическим карликом и экономическим гигантом без влияния. Хотя теперь ситуация с экономикой неоднозначна. Немцы понимают, что военная сфера занимает центральное место в экономике многих стран, в том числе для привлечения инвестиций, получения заказов и сотрудничества с США, что способствует укреплению так называемого западного фланга, — рассказала аналитик.
По мнению Ереминой, Берлин стремится иметь собственный голос.
— Германия не хочет оставаться на вторых ролях в НАТО, как Франция или Великобритания, а стремится иметь собственное мнение. Мерц пытается выступить лидером, который решит эту задачу. У него нет других способов войти в историю, поэтому он пытается таким образом заявить о себе, вывести Германию из числа политических карликов, — резюмировала специалист.