Франция представила роту ударных дронов на международных учениях


Фото: TASS/SEBASTIEN NOGIER

Франция создала уникальное подразделение дронов для кардинального обновления армии и ударов.

Во Франции сформировали первое в армии подразделение беспилотников, совмещающее функции разведки и ударных действий, которое заменит эскадрон колесных танков. Об этом стало известно во время международных учений НАТО Hedgehog 25, где французская морская пехота впервые представила новую роту. На данный момент продемонстрировали лишь два взвода, но уже очевидно, что армия Франции, учитывая опыт последних конфликтов, разработала собственную концепцию подразделения с БПЛА, включающую пять взводов: управления, разведки, барражирующих боеприпасов и две группы «прямых действий».

Новая структура и тактика

На международных маневрах Hedgehog 25 французские военнослужащие впервые показали штатную разведывательно-ударную роту БПЛА. Сообщения об этом появились в зарубежной прессе. Подразделение, созданное на базе 1-го полка морской пехоты (1RIMA), действовало в составе тактической группы и, согласно предварительным оценкам, нанесло до 20% потерь условному противнику, при этом не учитывая собранные разведывательные данные. Хотя показали только два взвода, в специализированных изданиях уже опубликованы данные о примерном составе роты и перспективах ее развития.

Можно предположить, что в обучение французских операторов FPV-дронов были вовлечены украинские боевики, обладающие обширным опытом управления БПЛА в боевых условиях. Ранее «Известия» писали, что опыт, приобретаемый ВСУ, постепенно распространяется по миру как по инициативе киевских властей, так и неконтролируемо.

Эскадрон 1RIMA, несмотря на официальный статус морской пехоты, на практике всегда был бронекавалерийским подразделением. Его силы на легких колесных танках АМХ10 предназначались для поддержки пехоты или участия в тактических группах. Важно отметить, что структура французской армии ориентирована на экспедиционные операции, поэтому организационные единицы часто не совпадают с тактическими.

Новое подразделение включает пять взводов: управления, разведки, барражирующих боеприпасов и два взвода «прямых действий». Эта структура указывает на переход к более современной и гибкой тактике ведения боя, где дроны играют важную роль как в разведывательных задачах, так и в нанесении ударов.

Взвод управления занимается командованием и материально-техническим обеспечением. Для логистики и работы штаба используются джипы и грузовики. Также в их распоряжении есть расчет разведывательного беспилотника, который командир роты применяет для получения актуальных данных о ситуации на поле боя.

Разведывательный взвод включает три отделения, каждое оснащено одним самолетным дроном. В настоящее время используется модель eBee Vision — портативный аппарат, собранный который может пролетать до 20 км и осуществлять наблюдение с помощью тепловизионной камеры.

Теоретически три дрона способны обеспечить непрерывное наблюдение в зоне ответственности, однако в реальности из-за поломок, потерь и времени на замену аппаратов круглосуточный мониторинг затруднен. В связи с этим планируется увеличить количество беспилотников до шести, что соответствует числу машин и личного состава в отделениях.

Меньше всего информации доступно о взводе с барражирующими боеприпасами. Его структура похожа на разведывательный взвод: три отделения, в каждом по два джипа и от шести до восьми человек. Однако, поскольку этот взвод не демонстрировался на учениях, состав его вооружения пока неизвестен.

Из боевых дронов Франции для этой роли подходят MV-25 Oskar — апараты с дальностью до 30 км, временем полета до 45 минут и боевой частью весом 550 граммов. Тем не менее, возможно, данный взвод ориентирован на развитие американской программы барражирующих боеприпасов LASSO или европейских аналогов. В будущем подразделение может получить установки залпового пуска для роев дронов, разработка которых ведется в настоящее время.

Главная ударная сила

В современном конфликте, где главным становится быстрое и точное поражение целей, все важнее роль малых дронов. Французская армия, анализируя последние боевые операции, возложила основную огневую мощь на взводы прямого контакта. Это ударные группы, оснащённые пикапами с двумя вертикальными пусковыми контейнерами, каждый из которых способен вместить до десяти квадрокоптеров. Есть вероятность, что количество контейнеров увеличат до пяти, а сами пикапы заменят бронетехникой, ведь вертикальные пусковые установки хорошо подходят для таких машин. Каждое отделение состоит из двух расчетов на двух машинах. Помимо квадрокоптеров, взводы применяют FPV-дроны-камикадзе, хотя конкретные модели и их количество остаются неизвестными.

Ключевой дрон — квадрокоптер Parrot Anafi, который может как вести разведку, так и сбрасывать боеприпасы. Для ускоренного развертывания применяется тактика квази-роя, где один оператор управляет сразу десятью дронами. Их автоматизация включает автоматический захват цели и прицеливание для сброса бомбы. Однако полноценного взаимодействия и передачи задач между дронами в этом квази-рое пока нет.

Очевидно, что Франция тщательно изучила опыт боевых действий на Украине и тактику применения маленьких БПЛА в израильских операциях. При этом французский подход отличается от американского, где делают ставку на комплексные единицы с наземными беспилотными платформами, различными дронами и даже роботами-собаками.

Среди преимуществ французской роты — универсальность. Оборудование мобильное, его легко перевозить разными средствами, применять в пеших операциях, а пусковые установки легко снимаются и маскируются на местности. Множество небольших дронов обеспечивает гибкость: их используют и для разведки, и для ударов на расстоянии до 10 км.

Уязвимости и перспективы

В современных конфликтах, включая украинский, ключевой проблемой для подразделений с беспилотниками стала радиоэлектронная борьба (РЭБ).

Хотя, судя по видеоматериалам с учений, французы, вероятно, используют спутниковый интернет для передачи разведданных и связи между взводами, наиболее уязвимой остается связь между оператором и дроном. Одним из решений этой проблемы является использование FPV-дронов и смена частот, которые уже были замечены на видео. Однако их место в общей концепции пока не ясно. Другой способ противодействия РЭБ — дроны с оптоволоконным управлением — на учениях пока не демонстрировались.

Главный вопрос об эффективности французской роты заключается не только в концепции, но и в характеристиках массового квадрокоптера, который составляет основу подразделения. Из открытых источников неизвестно, есть ли у него военные версии программного обеспечения и насколько они эффективны. Также нет информации о том, сталкивались ли французы с реальным воздействием РЭБ на учениях и насколько оно было сильным.

Переход на FPV-дроны может поставить под сомнение концепцию массового запуска и квази-роя, так как каждому аппарату потребуется отдельный оператор. В отделении их пока не более четырех, хотя в будущем планируется увеличить численность до шести. Вероятно, французы учитывают этот сценарий и уже планируют расширение состава персонала.