Компаниям, находящимся в состоянии банкротства, собираются разрешить получать кредиты. Вице-премьер Александр Новак поручил Минфину и ФНС разработать такую возможность для предприятий, проходящих реабилитационную процедуру банкротства, сообщили «Известия». В настоящее время организациям с этим статусом получить кредит практически невозможно. Эта инициатива разрабатывается на фоне рисков банкротств в угольной, девелоперской, транспортной сферах и других отраслях. С одной стороны, мера призвана помочь сохранить предприятия и рабочие места. Но с другой стороны, эксперты предупреждают, что кредиты следует выдавать только после тщательной оценки экономической ситуации с учетом способности компаний их вернуть и наличия достаточных банковских резервов.
Кредитование бизнеса после начала процедуры банкротстваВласти заняты разработкой смягчения ограничений для должников, узнали «Известия». Вице-премьер Александр Новак на июньском совещании поручил рассмотреть возможность выдачи кредитов компаниям даже после запуска процедуры реабилитационного банкротства («Известия» ознакомились с протоколом встречи).
— По нынешнему законодательству, когда юридическое лицо находится в процедуре банкротства, все поступающие деньги направляются на расчеты с кредиторами. Банки соглашаются выдавать такие средства без гарантий возврата крайне редко. Исключения возможны только по решению суда, но единых правил в этом нет. Таким образом, правительство формирует новый инструмент, при котором должники смогут получать стабилизационные кредиты на срочные нужды, — пояснил эксперт Дмитрий Тортев, член совета комитета Госдумы по защите конкуренции.
Средства планируется размещать на специальных счетах для обеспечения возврата банкам либо направлять на проекты, имеющие высокую социальную значимость, отметил эксперт. Например, для поддержки градообразующих предприятий, столкнувшихся с финансовыми трудностями.
Минэкономразвития и ФНС должны будут сформировать подобный механизм в рамках подготовки Национальной модели целевых условий ведения бизнеса, следует из документа. Эта модель включает комплекс мер для улучшения инвестиционного климата. Как сообщали «Известия», работу над ней на ПМЭФ-2025 в июне анонсировал Владимир Путин, подчеркнув, что правительство разрабатывает модель вместе с предпринимателями и экспертами. Утвердить документ планируется до конца 2025 года.
«Известия» отправили запросы властям, в том числе в Минэкономразвития, ФНС, АСИ и аппарат вице-премьера Новака.
— Рассмотрение вопроса об ослаблении ограничений для должников можно считать антикризисной мерой, нацеленной на поддержку отраслей, наиболее пострадавших от санкций и ухудшения экономической ситуации. Во время реабилитационной процедуры сохраняется шанс защитить компанию от ликвидации и сохранить рабочие места, для чего часто необходима дополнительная финансовая помощь, — пояснил «Известиям» зампред СФ по экономической политике Юрий Федоров.
Он отметил, что такая поддержка особенно важна для удалённых регионов и малых населенных пунктов, где банкротство системообразующих предприятий влечет значительные социальные последствия.
Отрасли, нуждающиеся в поддержкеРазрабатываемая мера поддержки связана с текущими сложностями в ряде отраслей: сохраняется угроза банкротств среди девелоперов, угольных предприятий, транспортных компаний и других, сообщил Дмитрий Тортев.
— В некоторых аспектах рекомендации напоминают практику «льготных фондов» для приоритетных предприятий советского периода. Тогда предприятиям разрешалось приобретать ресурсы по фиксированным ценам. Сейчас фондов нет и цен нет, но возможно предоставление денег на особых условиях, что позволит компаниям купить ресурсы, которые иначе достать невозможно, — отметил эксперт.
В 2025 году угольная индустрия России столкнулась с обострением кризиса на фоне экономических и геополитических вызовов — с августа 2022 года действует полный запрет на экспорт российского угля в ЕС, пишут «Известия».
Недавно вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что сегодня около 20% девелоперов находятся под угрозой банкротства, а ипотечный рынок в России почти прекратил функционировать. Если ключевая ставка останется на текущем уровне еще полгода, приток инвестиций в отрасль не возобновится, а спрос на жилье останется низким, доля таких застройщиков может превысить 30%.
Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА» Борис Федосимов считает, что предложенная мера является очень важной и своевременной инициативой, способной существенно изменить подход к процедурам банкротства в России.
— На сегодня реабилитационные процедуры часто не дают результата ввиду отсутствия у должников доступа к оборотным средствам для продолжения деятельности, — пояснил эксперт.
По его мнению, большинство компаний не попадают в процедуру из-за фундаментальных проблем бизнес-модели, а вследствие временных кассовых разрывов или внешних потрясений. При наличии финансирования они могут восстановиться.
— В данной ситуации речь о смягчении бюджетных ограничений для двух ключевых секторов — топливно-энергетического и строительного. Банки могут расширять кредитование либо при снижении ключевой ставки, либо при уменьшении ограничений на выдачу займов, — рассказал член правления Фонда содействия инициативам регионов Дмитрий Прокофьев.
Вместе с тем, эксперт отметил, что при неправильной оценке рисков кредитования убытки банков может кому-то придётся возмещать.
Облегчение кредитования должников необходимо осуществлять только после тщательного экономического анализа ситуации: важно убедиться, что заемщик сможет вернуть средства, а у банков достаточный запас прочности, сказал «Известиям» научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Он подчеркнул, что поддержка отдельных отраслей не должна вредить надежности банковской системы.