Дороги в прифронтовой зоне давно заполнены разнообразными переделанными гражданскими автомобилями — от обычных легковых машин и небольших грузовых фургонов с небольшими изменениями до самодельных пикапов и багги, в которых трудно узнать исходный транспорт. Сегодня выработан общий подход к обрезке легковых кузовов и подготовке техники для участия в боевых операциях. О том, каким образом автомобили, конфискованные на российских штрафстоянках, преобразуются в транспорт на переднем крае, «Известия» рассказали в 5-м ремонтном батальоне 51-й гвардейской армии Южного военного округа.
Преобразование гражданских автомобилей для военных задачВ современной практике тюнинга транспортных средств на линии огня основная цель — обеспечить максимально быстрый выход водителя из машины. Большие размеры и высокая скорость уже не обеспечивают безопасности: беспилотники ведут наблюдение сверху, скрыться за рельефом невозможно, а дроны-камикадзе с боевой нагрузкой способны догнать любой наземный транспорт. Поэтому большинство автомобилей до выезда на дороги в 10–20 километрах от передовой избавляются от дверей, которые считаются ненужным элементом.
— Транспорт упрощается, удаляется все, что не нужно. Двери не нужны, можно быстро запрыгнуть внутрь и вскочить наружу. Сзади удобно установить носилки с раненым, быстро погрузить и вынести его. У нас единый стандарт, но учитываются пожелания подразделений. Кому-то нужна техника для эвакуации, кому-то универсальная: с креплениями для радиоэлектронных средств, станиной под пулемет, обшивкой противодроновой сеткой, — демонстрирует готовый пикап на базе классического «Жигулей» Олег, командир взвода специальных работ ремонтного батальона.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань
В ремонтные батальоны поступают машины, изъятые со штрафстоянок регионов — например, этот батальон получает транспорт с конфискаций Росимущества из Волгоградской и Ростовской областей. В стандартную переделку входит превращение автомобиля в открытый пикап: передние двери снимаются, задняя часть кузова обрезается, нижняя часть приваривается к остальному кузову, крыша полностью удаляется, после чего на полученный кузов устанавливают трубчатый металлический каркас для жесткости.
Владимир, старший мастер ремонтного батальона, также отмечает различия в модификациях техники для разных подразделений. Он перечисляет такие важные, хотя и небольшие детали, как бамперы-«кенгурятники», откидные борта кузова и дополнительные стенки за водительским местом.
— Я распилил уже больше 15 машин. Помимо «джихадок» делал еще прицепы из машин с неработающим двигателем. Всё выполняется за один рабочий день: первую половину — снятие лишних деталей и обрезка кузова, вторую половину — сварочные работы по усилению конструкции, — рассказывает Владимир. Покраску этих машин выполняет уже подразделение, если считает нужным.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань
Массовое применение в армии изъятых автомобилей и мотоциклов помогает оперативно восполнять потери техники при постоянных передвижениях под угрозой БПЛА. В зоне специальной военной операции на многих участках транспорт превратился в расходный материал — в случае повреждения или поломки его зачастую нельзя эвакуировать. При этом учитывая новые угрозы, невозможность использовать грузовые машины с высокой проходимостью и увеличение дистанций подвоза, основная нагрузка ложится именно на малый транспорт разных видов.
Применение гражданских автомобилей в боевых действиях на ДонбассеШирокое использование легковых машин на фронте Донбасса началось в 2014 году. С одной стороны, ополчение испытывало нехватку военной техники. С другой стороны, боевые действия велись в городских районах, связанных с асфальтированными и грунтовыми дорогами. Летом эти машины могли быстро передвигаться и вне дорог по твердым глинистым грунтам.
Старые советские легковушки взяли на себя множество задач — подвозка снабжения и личного состава до позиций, эвакуация раненых после снятия сидений. Установка оружия позволяла применять автомобили для быстрых огневых налетов. Маленькие низкие машины было проще скрывать от огня за возвышенностями и обваловками дорог, а высокая скорость на сухом покрытии обеспечивала быструю смену позиции и уход от ответного огня. Так появились различные мини-«ган-траки», известные как «тачанки» или «джихад-мобили» в разговорной речи.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань
Ган-трак — это обобщенное название устройств с кустарной установкой вооружения на автомобилях, термин возник во время Вьетнамской войны, когда американские подразделения обслуживания начали ставить оружие на грузовики. В мире также используется термин 1980-х годов «техничка» для вооруженных пикапов. После широкого применения таких машин в конфликтах в мусульманских регионах появились термины с региональной спецификой.
Один из примеров, встреченных автором при службе в Народной милиции ДНР, был построен на базе «Таврии»-пикапа. В кузове размещали стрелка с автоматическим гранатометом, закрепленным на самодельной раме, и большой запас боеприпасов. Чтобы уменьшить габариты, стреляли из сиденья. Автомобиль служил для скрытных и быстрых огневых налетов, передвигался по полям или между развалинами одноэтажных домов. После того, как «Таврию» уничтожили противники, базу машины заменили на классическую «Жигули», а затем на «Москвич».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань
Массовая мобилизация в ДНР и формирование стрелковых подразделений с применением гражданского автотранспорта и ограниченного количества тяжелого пехотного вооружения в начале специальной военной операции вывели производство ган-траков на новый уровень. Мобилизованные джипы, микроавтобусы, грузовики и строительная техника подвергались кустарной модернизации для перевозки личного состава, установки оружия и улучшения рабочих параметров. На этом этапе грузовые машины дополняли самодельной броней, чтобы защитить от осколков.