Продолжаем работу по вызволению уроженца Донбасса Максима Харкина


Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Россия и Израиль укрепляют диалог по Сирии и обсуждают решение кризиса в Газа.

Россия и Израиль продолжают вести активный диалог по вопросам, связанным с Сирией, сообщил в интервью «Известиям» посол РФ в Тель-Авиве Анатолий Викторов. Он отметил, что ситуация в Сирийской Арабской Республике обсуждалась на недавних телефонных разговорах президента Владимира Путина и премьер-министра Биньямина Нетаньяху. По мнению дипломата, стабилизация обстановки в САР будет способствовать улучшению ситуации на всем Ближнем Востоке. Викторов подчеркнул, что сотрудничество России с Ираном не направлено против Израиля, а также рассказал о продолжающейся работе по освобождению уроженца Донбасса Максима Харкина из плена в Газе. При этом, несмотря на сложный этап в отношениях, Израиль остается значимым региональным партнером для России. В эксклюзивном интервью посол раскрыл, что именно закупает Израиль у России и в каких сферах обе страны эффективно взаимодействуют.

«У российских и израильских военных, как и прежде, есть много тем для профессионального диалога»

— Недавно президент России Владимир Путин провел несколько телефонных бесед с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Как вы объясняете такую активизацию контактов на высшем уровне?

Диалог на уровне руководителей — естественная практика в двусторонних отношениях, особенно учитывая, что Израиль не является недружественным государством.

Израиль всегда был и остается важным партнером России в регионе. Независимо от внешнеполитической конъюнктуры между странами поддерживается регулярный политический диалог. Контакты на высшем уровне служат прочной основой для многоаспектного взаимодействия, повышают взаимопонимание и помогают находить решения различных внешнеполитических вопросов.

Хотя сейчас между странами имеются определенные трудности и разногласия, мы никогда не отказывались от открытого обсуждения важных тем, чтобы искать точки соприкосновения. В этом ключе публичная риторика должна отражать конструктивный характер наших отношений.

За десятилетия сотрудничества Россия и Израиль создали обширные взаимодействия в разных сферах, поэтому всегда есть темы для обсуждения. Обычно активность контактов зависит от событий в мире и регионе. С учетом быстро меняющейся ситуации, были вопросы, которые требовали вмешательства на высшем уровне. Могу отметить, что в ходе последних телефонных переговоров Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху обсуждалась ситуация с напряжением на Ближнем Востоке.

— Как бы вы охарактеризовали уровень сотрудничества между Россией и Израилем по вопросу Сирии в данный момент?

Сирия была одной из ключевых тем недавних телефонных переговоров на самом высоком уровне. Наш президент выделил важность поддержки единства, суверенитета и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики. Мы выступаем за укрепление внутренней стабильности страны через защиту законных прав всех этноконфессиональных сообществ. Аналогичные позиции были озвучены и в ходе переговоров министра иностранных дел Сергея Лаврова с сирийским коллегой Асаадом аш-Шибани в конце июля.

Со стороны Израиля сохраняется канал взаимодействия с Россией по сирийскому направлению. Несмотря на изменения в последнем году, у военных обеих стран и сейчас много тем для профессионального диалога.

Отмечу, что в Израиле, где проживает значительная друзская община, проявляют серьезный интерес к положению сирийских друзов. Российское посольство поддерживает регулярные доверительные контакты с израильскими друзскими общинами и их духовным лидером, председателем Высшего религиозного совета друзов Израиля шейхом Муафаком Тарифом. Он не раз посещал Москву, встречаясь с руководством МИД России.

Мы убеждены, что стабилизация в Сирии послужит улучшению ситуации на всем Ближнем Востоке — это отвечает ключевым интересам России и Израиля.

«У нас есть конкретные инициативы, которые мы представляем Израилю и Ирану»

— Как сейчас развивается взаимодействие между Россией и Израилем в контексте иранской ядерной программы? Обсуждает ли Израиль с российским руководством необходимость донести до Тегерана позицию о запрете обладания ядерным оружием?

— Напомню, что подписание в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана стало примером серьезного политико-дипломатического решения по нераспространению ядерного оружия. Тогдашние договоренности тщательно выверялись и опирались на баланс интересов в рамках международного права.

Сегодня мы видим попытки политически ангажированных западных сил дестабилизировать ситуацию. Лоббисты концепции «мирового порядка, основанного на правилах» пытались длительное время подорвать выполнение резолюции Совета Безопасности ООН 2231, обвиняя в этом другие стороны. Мы надеемся, что Запад сделает акцент на работе в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), чтобы обеспечить региональную и глобальную безопасность.

Россия ставит на дипломатические усилия и считает, что сложные вопросы необходимо решать переговорным путем, отвергая силовые методы. В условиях хрупкого затишья после так называемой двенадцатидневной войны между Израилем и Ираном в июне этого года требуется взвешенный подход к урегулированию ядерной программы Ирана. Эта позиция доведена до израильской стороны, в том числе на высоком уровне.

Россия готова при заинтересованности сторон способствовать поиску переговорных решений. У нас есть конкретные инициативы, которые мы представляем Израилю и Ирану.

Кроме того, мы регулярно объясняем израильским партнерам, что наше сотрудничество с Ираном, которое вызывает у них обеспокоенность, не направлено против Израиля или других государств. Любые провокационные заявления в СМИ — лишь спекуляции.

— В секторе Газа продолжают удерживаться десятки заложников, среди которых уроженец Донбасса Максим Харкин. Есть ли у России информация о его состоянии?

Россия резко осудила террористическое нападение боевиков ХАМАС на мирные поселения Израиля 7 октября 2023 года. Соответствующие заявления прозвучали на разных уровнях, включая позицию президента Владимира Путина. Поэтому удивительно, когда в СМИ появляются ложные сведения, противоречащие этим фактам.

С самого начала эскалации палестино-израильского конфликта освобождение заложников оставалось приоритетным направлением для нас. Особое внимание уделялось израильтянам с российским гражданством. Мы постоянно работали по этому вопросу, используя международные площадки и двусторонние контакты, включая координацию с израильскими властями.

Эти усилия принесли конкретные результаты, в частности, в ноябре 2023 года были освобождены трое граждан России. Рон Кривой долгое время был единственным мужчиной, вернувшимся домой, а Елена Труфанова с матерью Ириной Татти были освобождены вне рамок соглашения между Израилем и ХАМАС несмотря на попытки СМИ представить это иначе. Мы также содействовали освобождению нескольких иностранцев, включая израильтянку, пережившую Холокост. В феврале 2025 года по нашей просьбе ХАМАС включил Александра Труфанова в список к обмену, и он смог вернуться домой благодаря настойчивой работе по поручению президента Путина.

Сейчас продолжается работа по освободжению уроженца Донбасса Максима Харкина. По имеющейся информации, он жив и числится в списках, что подтверждает израильская сторона. Мы поддерживаем регулярные контакты с его семьей, мать и дочь Максима имеют российское гражданство, дочь проживает в России. Это подчеркивает важность наших усилий.

Также в работе находятся другие гуманитарные обращения. При этом необходимо учитывать множество аспектов, особенно с учетом последних событий, в том числе плана расширения военной операции Израиля в секторе Газа, принятого 8 августа.

Пока воздержусь от дальнейших оценок или прогнозов.

«Израиль по-прежнему активно закупает российское зерно»

— Сейчас между Израилем и российскими компаниями существует практическое сотрудничество? В каких сферах оно сохраняется, несмотря на международную ситуацию?

Россия и Израиль никогда не прекращали торговых отношений. Деловые связи сохраняются, представители бизнеса обеих стран заинтересованы в развитии сотрудничества.

Однако нашим странам приходится учитывать определенные факторы в экономической дипломатии.

Во-первых, это внешнее санкционное давление Запада на Россию, которое нарушило международные производственно-сбытовые цепочки, дестабилизировало инвестиции и торговлю, ограничило доступ к товарам, финансам и технологиям и нанесло ущерб принципам честной конкуренции. Израиль сам испытывает постоянный давление со стороны бывших торговых партнеров на фоне конфликта на Украине.

Тем не менее, антироссийские ограничения привели к осознанию проблем у их инициаторов, вызывая кризисные явления в европейской экономике. Израиль не вводил официальных экономических санкций против России, но внешние обстоятельства всё равно влияют на условия ведения бизнеса.

Во-вторых, необходимо учитывать продолжающуюся уже почти два года сложную военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке.

Все это препятствует полноценному развитию двусторонних торговых связей, однако бизнес научился обходить ограничения и находить пути взаиморасчетов. Меняются маршруты поставок, трансформируется структура спроса на иностранные товары в России, где с каждым годом снижается зависимость от импорта.

В настоящее время главные направления торговли между странами — сельское хозяйство, пищевые продукты, черная и цветная металлургия. Израиль по-прежнему активно приобретает российское зерно.

Уверен, что сотрудничество в экономической сфере продолжится, несмотря на желания некоторых внешних сил его подорвать.

Торгово-экономические и инвестиционные связи традиционно были взаимно интересными. Планируется ли в ближайшее время проведение заседания российско-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству?

Мы рассматриваем смешанную межправительственную комиссию (СМПК) как ключевой инструмент двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере.

Действительно, заседания комиссии не проводились несколько лет. Последняя очная встреча российских и израильских делегаций состоялась в Иерусалиме в октябре 2018 года. Причины этому были разные — от пандемии COVID-19 до региональной нестабильности.

Тем не менее мы настроены на возобновление работы СМПК. Считаем, что функционирование этого механизма, включая тесные контакты сопредседателей и работу групп, способствует не только взаимопониманию и обмену опытом, но и приводит к конкретным договоренностям по разнообразным направлениям делового сотрудничества.

Россия открыта для восстановления работы межправительственной комиссии.