Психоэмоциональное напряжение способно вызывать изменения в голосовой функции за счет воздействия на мышечный тонус гортани, сообщила 9 августа «Известиям» врач-невролог из АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Галина Чудинская.
«Голос представляет собой сложный физиологический механизм, в который вовлечены центральная нервная система, мышцы дыхания, гортань и артикуляционный аппарат. Главным фактором, способным нарушить нормальное функционирование голосового аппарата, является психоэмоциональное напряжение, в частности тревога и хронический стресс», — пояснила специалист.
Действительно, тревога и стресс способны привести к изменениям голоса. По словам Чудинской, многочисленные научные и клинические исследования подтверждают значимую роль психоэмоциональных факторов в возникновении голосовых расстройств. Это особенно актуально при функциональных дисфониях, когда при отсутствии органических поражений гортани (например, полипов, парезов или опухолей) наблюдается отчетливое изменение голоса.
«Влияние тревоги и стресса на голос связано с нейрофизиологическими и вегетативными реакциями. Происходит активация симпатической нервной системы: в стрессовых ситуациях повышается уровень кортизола и адреналина, что ведет к напряжению скелетных мышц, в том числе мышц гортани (черпалонадгортанные, щиточерпаловидные и другие)», — уточнила врач-невролог.
Кроме того, повышение мышечного тонуса (гипертонус) приводит к чрезмерному напряжению мышц гортани и нарушению нормальной вибрации голосовых складок. Это может вызывать недостаточное или избыточное смыкание складок, проявляющееся осиплостью, напряжённым или утомленным голосом.
Нарушается также координация дыхания и фонации: стресс способствует изменению дыхательного ритма (частое и поверхностное дыхание), в результате чего снижается подголосовое давление — ключевой фактор для нормального голосообразования. Особенно выражено это у людей, чья профессия связана с речью (учителя, лекторы, певцы).
«Роль лимбической системы и коры головного мозга также важна: тревога активирует миндалевидное тело и другие структуры лимбической системы, которые через ретикулярную формацию и корково-ядерные пути оказывают влияние на мотонейроны черепных нервов, включая блуждающий нерв (X пара), иннервирующий гортань», — отметила специалист.
По словам врача, диагноз психогенного компонента голосового расстройства требует комплексного междисциплинарного подхода с участием логопеда, отоларинголога, невролога и психотерапевта. Основные признаки, указывающие на связь с тревогой и стрессом, включают происхождение симптомов на фоне психоэмоционального напряжения (конфликт, экзамен, выступление), колебания симптомов (голос нормален в спокойной обстановке и ухудшается в стрессовых ситуациях), а также отсутствие органических изменений по данным ларингоскопии.
Дополнительно могут появляться соматические проявления тревоги: потливость, учащенное сердцебиение, дрожь, чувство нехватки воздуха; ощущение «кома в горле» (глобус-фарингеус) — частый симптом при тревожных расстройствах; напряжение мышц шеи и плечевого пояса, выявляемое при пальпации; улучшение голоса после психотерапии или медикаментозного лечения тревоги.
Чудинская пояснила, что для подтверждения диагноза применяются видеостроболарингоскопия — для оценки вибрации голосовых складок; электромиография гортани в сложных случаях — для выявления патологического мышечного напряжения; психологическое тестирование с использованием шкал тревожности и депрессии (HADS, STAI и др.).
«Игнорирование психоэмоциональной причины голосового расстройства может привести к хронизации заболевания и развитию серьезных осложнений. Например, формируется хроническая функциональная дисфония: временное напряжение превращается в устойчивый патологический паттерн голосообразования», — предупредила врач.
Помимо этого, развивается первичное мышечное напряжение голосовых складок (PMTV) — состояние, при котором длительное напряжение мышц гортани вызывает боль, утомление и стойкие нарушения голоса, а также ведет к вторичным органическим изменениям: гипертрофии мышц гортани, натяжным бороздам и отеку голосовых складок, похожему на «голосовой узелок стресса».
«Тревога и стресс — это не просто «психологические» явления, они реально и объективно влияют на физиологию голосового аппарата. Изменения в голосе под воздействием стресса — это не выдумка, а выражение нейромышечной дисфункции, вызванной активацией стрессовых систем организма. Лечение подобных голосовых нарушений требует комплексного подхода», — подчеркнула специалист.
В терапии необходима коррекция тревожных расстройств (психотерапия, при необходимости медикаментозное лечение), работа с логопедом-фониатром (голосовые упражнения, релаксация мышц гортани), а также освоение методов управления стрессом (дыхательные техники, МБТ, медитации).
Раннее выявление и внедрение психотерапевтических методов позволяет восстановить голос и предотвратить хронизацию расстройства, что сохраняет качество жизни пациента, заключила невролог.
Эксперт Мария Молоствова 21 июля рассказала о влиянии качества сна на здоровье мозга. Она отметила, что хронические нарушения сна способны серьезно навредить работе мозга, в том числе повысить риски сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний.