Власти России определили курс доллара ниже 75 и выше 110 рублей как один из стратегических рисков для экономики страны, что может негативно повлиять на достижение национальных целей, сообщили «Известия». Правительство поручило разработать список таких рисков. Кроме валютного курса, Минэкономразвития выделило следующие угрозы: ключевая ставка свыше 16%, низкие мировые и экспортные цены на энергоносители, пшеницу и металл, сокращение экспорта в Индию и Китай, ужесточение контроля за санкциями, уменьшение численности населения и его отток, а также другие. Подробности представлены в материале «Известий».
Какой курс доллара нежелателен для экономикиЧрезмерная нестабильность рубля названа Минэкономразвития одним из стратегических рисков для выполнения национальных целей России. В ведомстве считают нежелательным курс доллара ниже 75 и выше 110 рублей, а в среднем риском — значения ниже 85 и выше 100 рублей. Такие данные содержатся в перечне стратегических рисков, приложенном к письму заместителя главы Минэкономразвития Полины Крючковой, направленному в правительство и профильные ведомства (копия документа имеется у «Известий»).
Из документа следует, что данные риски касаются выполнения национальных целей, включающих сохранение и увеличение численности населения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни, поддержку семьи, развитие потенциала каждого гражданина, воспитание патриотизма и социальной ответственности, создание комфортной и безопасной среды, обеспечение устойчивой и динамичной экономики и технологического лидерства.
Один из инсайдеров в государственных структурах сообщил «Известиям», что в дальнейшем по этим рискам планируется разработать меры превентивного характера.
Президент России Владимир Путин подписал указ о национальных целях в мае 2024 года. Для каждой цели определены конкретные показатели и задачи, которые необходимо выполнить к 2030 году и с перспективой на 2036 год. Ранее эти задачи были обозначены в рамках национальных проектов в послании Федеральному собранию. В документе представлены приоритеты в области сохранения населения, здоровья, благополучия, обеспечения комфортной жизни, устойчивого развития экономики, технологического лидерства и цифровой трансформации.
Тем не менее, в Минэкономразвития полагают, что социально значимые сферы государственной политики под воздействием колебаний курса валют пострадают лишь незначительно: валютный курс скорее косвенно влияет на развитие некоторых цифровых платформ, привлечение иностранных студентов и повышение доступности жилищного строительства. В основном влияние проявляется в экономической сфере и вопросах технологического оснащения страны, согласно опубликованным материалам.
Например, волатильность рубля создает косвенные риски для роста ВВП, стремящегося превзойти среднемировые показатели, а также для снижения доли импортных товаров и услуг, привлечения инвестиций, развития туризма, агропромышленного комплекса, технологического сотрудничества и освоения новых рынков Россией. Это способно затронуть практически все аспекты технологического лидерства — стране будет сложнее внедрять инновации в цифровой сфере, транспорте, энергетике и др.
По информации Центробанка на 6 августа, доллар стоил 80,19 рублей, что означает укрепление рубля почти на 25% с начала года. Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономики ЦМАКП Дмитрий Белоусов в интервью «Известиям» отметил, что слишком сильный рубль хуже для экономики, чем слабая национальная валюта, поскольку заниженный курс серьезно нарушает доходы экспортеров.
Эксперт подчеркнул, что сейчас наблюдается редкое сочетание крепкого рубля и достаточно низких мировых цен на сырье, что негативно влияет на бюджетных ожидания, поскольку бюджет формировался, рассчитывая на более высокие цены и более слабый рубль. При этом в обновленном финансовом плане власти снизили прогноз курса рубля с 96,5 до 94,3 рублей за доллар.
«Известия» направили официальные запросы в Минэкономразвития, Минфин и Центробанк.
Слишком слабый рубль налагает ограничения на импорт различных товаров и услуг, в том числе технологического оборудования, заявил в интервью «Известиям» директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Это также затрудняет доступ населения к иностранным товарам и услугам. Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач добавил, что наиболее проблематичной является высокая волатильность национальной валюты — резкие колебания курса нарушают инвестиционные процессы.
— Тщательный анализ возможных рисков недостижения показателей единого плана национальных целей в правительстве демонстрирует системный и комплексный подход руководства страны к реализации ключевых задач, обозначенных президентом. При этом можно быть уверенным, что базовые потребности безопасности и комфортной жизни для граждан будут обеспечены независимо от мировой экономической конъюнктуры и внешнего давления, — прокомментировал «Известиям» первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.
Юрий Федоров также отметил, что при этом нельзя игнорировать тот факт, что успех многих задач по технологической модернизации, обновлению промышленности и диверсификации экономики во многом зависит от внешней торговли, экспорта и поставок энергоресурсов. Поэтому профильным ведомствам следует оценить предстоящие риски, связанные с изменениями на мировых рынках и санкционным давлением, а также разработать четкий план финансово-экономической политики и варианты ответных мер на вызовы.
В перечне внешнеэкономических рисков подчеркивается сохраняющаяся зависимость происходящих в России процессов от мировых событий, что во многом связано с глобализацией экономических отраслей, отметил зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
— Вместе с тем, эту зависимость нужно уменьшать, реализуя задачи технологического суверенитета и создавая добавленную стоимость в экспортно ориентированных отраслях, включая ТЭК. Устойчивый спрос на продукцию с более глубокой переработкой на внутреннем и внешнем рынках повысит устойчивость отечественной экономики к глобальным потрясениям, независимо от их причины, — прокомментировал парламентарий.
Какие факторы могут оказать негативное влияние на экономикуВ документе Минэкономразвития также акцентируют внимание на жестких денежно-кредитных условиях в стране: ключевая ставка выше 16% годовых может негативно сказаться на экономике.
С октября 2024 до июня 2025 года Центробанк удерживал ключевую ставку на рекордно высоком уровне 21% годовых. Летом регулятор начал смягчать политику и впервые за три года снизил ставку. На заседании 25 июля ставка была уменьшена на 2 п.п. — до 18%. Как писали «Известия», к концу 2025 года ожидается снижение ставки до 14–15%.
Александр Широв из ИНП РАН поясняет, что излишне жесткая денежно-кредитная политика резко замедляет спрос и кредитование, в результате чего требования рынка становятся ниже равновесных уровней. Это ведет к замедлению экономического роста и, возможно, к рецессии.
— Сегодня действующая ключевая ставка ограничивает развитие экономики. Центробанк фактически указывает на запретительный характер ставки, оправдывая это влиянием инфляционных ожиданий. С учетом инфляционной цели в 4% оптимальной ставкой для положительного влияния на инвестиции считалась бы 6–7%, именно к этим показателям должен стремиться регулятор уже в следующем году, — считает Юрий Станкевич.
В списке стратегических рисков также отмечены замедление экономического роста Китая и Индии, а также сокращение экспорта России в эти государства.
Относительное снижение темпов роста китайской экономики уже отражается на нефтяных ценах, которые в последние годы остаются ниже прогнозов именно из-за того, что КНР не восстановила докризисные темпы роста, отметил доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов.
— В настоящее время нет предпосылок для дальнейшего замедления экономики Китая. Похоже, что торговая война с США, по крайней мере, отложена — американский лидер Дональд Трамп пытается достичь договоренности с Пекином. Поэтому существенного негативного влияния Китая на цены на нефть не ожидается. Что касается гипотетического снижения поставок российской нефти в Индию и Китай, это стало бы негативным фактором для экономики России и ее партнеров, но маловероятно. Во-первых, обе страны уже заявили, что не собираются отказываться от российской нефти под давлением Вашингтона. Во-вторых, введение вторичных санкций против них именно из-за сотрудничества с РФ маловероятно, — пояснил эксперт.
Он добавил, что в американо-китайских и американо-индийских отношениях и так существует множество нерешенных вопросов, и российская нефть в этом контексте выступает скорее объектом политических переговоров, чем причиной возможных всеобъемлющих санкций.