Инвесторы теряют деньги в борьбе за разблокировку активов и доходы


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Российские инвесторы теряют миллионы из-за заморозки активов в Европе и судов с Euroclear

В результате попыток добиться разблокировки замороженных активов россияне понесли существенные убытки, как стало известно «Известиям». Российский суд в июле 2025 года принял решение в пользу европейской стороны в деле по иску частного инвестора. У него были заблокированы активы на сумму $9 млн, однако выигран был лишь доход с них. Причем эта сумма оказалась меньше затрат Euroclear на судебный процесс — около миллиона рублей. Такое же развитие событий может ожидать и других истцов — сейчас их 267. В постановлении суда отмечается, что заморозка активов не является убытком, а все судебные расходы возлагаются на сторону, проигравшую дело. Какие варианты остаются у инвесторов с заблокированными ценными бумагами — рассказывают «Известия».

Почему инвесторам грозят долги перед Euroclear

Российские инвесторы начинают терпеть финансовые потери в спорах за ценные бумаги, заблокированные на западе. Речь идет о тех, кто обращался в российские суды с исками против бельгийского депозитария Euroclear.

В июле 2025 года арбитражный суд Москвы занял сторону европейской компании. Он отклонил иск частного инвестора, требовавшего разблокировки его активов на $9 млн. Такое решение было принято по итогам апелляции. Первая инстанция обязала Euroclear компенсировать убытки, связанные с замороженными активами, но апелляция изменила решение. Суд признал, что наличие права собственности на бумаги не дает оснований для компенсации убытков, поскольку заморозка не равна утрате активов.

В итоге суд постановил компенсировать инвестору всего около $21,5 тыс. — сумму дохода по ценным бумагам. Основная часть активов осталась под заморозкой. При этом суд указал, что санкции нельзя считать форс-мажором, а истец не попытался обратиться в минфин Бельгии для снятия блокировки.

Требования россиянина суд признал преждевременными и рекомендовал запросить разрешение у европейских властей на возврат заблокированных активов. Кроме того, затраты этого инвестора на юристов и госпошлину значительно превысили сумму, которую он вправе был получить.

Остальные истцы, подававшие иск в российских судах против Euroclear, могут столкнуться с аналогичными проблемами и риском убытков. Проигравшая сторона обязана покрыть расходы ответчика, включая судебные пошлины. Такая практика широко применяется в судах по инициативе победившей стороны. Расходы по процессу могут достигать миллионов рублей.

— Безусловно, для остальных истцов это плохая новость. Решения апелляций и Верховного суда служат ориентиром для судей и юристов. Это постановление закрепляет важную судебную логику, — отметил руководитель юридического сервиса Razmorozka.com Алексей Богданов.

Российский суд предпочел не вмешиваться в процедуру обращения инвесторов в европейские органы за разблокировкой средств, пояснила СЕО европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко. Если человек не включен в санкционные списки, он может попытаться получить разрешение у местных регуляторов, но это вопрос к ЕС, а не к российским судам.

Суд также подчеркнул, что заморозка активов не равна их утрате, добавила эксперт. Держатели ценных бумаг сохраняют права на них, но временно не могут ими распоряжаться, поэтому компенсацию через суд требовать нельзя, пока активы окончательно не потеряны.

— Суд подтвердил позицию, что инвестор должен учитывать риски, — пояснила финансовый юрист Ольга Плеханова.

Если инвестор действует по схеме, похожей на данный случай, вероятность отказа в возмещении высока, уточнил Алексей Богданов. В рассматриваемом деле россиянину вернули только доходы по замороженным бумагам, которые обычно невелики. Однако получить и эти деньги от Euroclear сложно, поскольку у этой организации отсутствуют активы в РФ, которые можно использовать для взыскания.

В целом блокировка бумаг лишает их владельцев возможности распоряжаться ими, что нивелирует суть права собственности, отметил старший юрист коллегии Delcredere Ян Гончаров. Если суд оценивает такую ситуацию как отсутствие убытков для инвестора, это подрывает доверие к праву собственности и усложняет его защиту в дальнейшем.

Как получить доступ к замороженным активам

— Главная задача российских инвесторов — вернуть возможность распоряжаться своими активами. Решение будет зависеть от регулятора страны, где заблокированы бумаги, — отметил заместитель гендиректора по брокерскому бизнесу ФГ «Финам» Дмитрий Леснов.

Доступ к замороженным счетам западных клиентов в России закрыт указом с января 2024 года, пояснил Алексей Богданов. Это единственные активы ЕС в России, замороженные в рамках контрсанкций.

Для подачи иска против Euroclear в Европе необходимо собрать документы у брокера, через которого осуществлялась покупка ценных бумаг. После правильного оформления их следует направить в минфин Бельгии и Управление по контролю над иностранными активами США (OFAC) с целью получения индивидуальных лицензий на разблокировку.

Чтобы добиться одобрения, инвестор должен выполнять ряд условий:

    активы были приобретены до введения санкций против НРД (до 3 июня 2022 года);

    инвестор не находится в SDN-списках, то есть не под санкциями;

    документально подтверждается отсутствие связей с компаниями, попавшими под рестрикции;

    необходимо открыть счет у европейского брокера для потенциального получения средств;

    при активах свыше €100 тыс. желательно иметь близких в ЕС или временно сменить резидентство РФ;

    требуется предоставить гарантийное письмо от юридического лица в ЕС, подтверждающее использование активов не в запрещенных направлениях.

В пресс-службе Razmorozka.com уточнили, что обращаться с заявлениями в минфин Бельгии и США имеет смысл инвесторам с портфелем от $15 тыс. Процесс занимает не менее 14 месяцев и довольно сложен, поэтому услуги юристов обойдутся примерно в €15–40 тыс. Для владельцев малых инвестиций разблокировка может оказаться нерентабельной.

Дмитрий Леснов подчеркнул, что для восстановления доверия на рынке нужны реальные механизмы снятия блокировки. Правительство и Центробанк уже предприняли меры — например, предлагали обменять замороженные ценные бумаги на сумму до 100 тыс. рублей, но утвердили лишь около трети заявок. Такие инициативы нужно развивать и на большие суммы, поскольку у россиян заблокированы активы на сотни миллиардов рублей.

Финансовый юрист Ольга Плеханова напомнила, что суд также рассматривал возможность продажи замороженных бумаг на внебиржевом рынке. По словам директора Восточного юридического альянса Евгении Амелькиной, приобрести их можно только за 70–90% от рыночной стоимости. Это подходит лишь тем, кто срочно нуждается в деньгах, так как такая сделка является убыточной.

Санкционная политика США и ЕС существенно влияет на ситуацию. По мнению экономиста Андрея Бархоты, если отношения с Западом улучшатся, рестрикции могут смягчить через полтора-три года. Первый этап — снижение конфронтационной риторики, затем — конкретные шаги по уменьшению напряженности и вовлечение ЕС в переговоры. Пока же обострение лишь усиливается, и перспективы разблокировки активов остаются слабыми.