На прошедшем чемпионате мира по водным видам спорта лидер российского синхронного плавания Александр Мальцев завоевал три золотые медали, что составляет половину всех золотых наград сборной России — шесть медалей. По возвращении в Москву 30-летний спортсмен дал обширное интервью изданиям «Известия» и «Спорт-Экспресс», в котором поделился своим мнением о перспективах развития одного из наиболее успешных видов спорта в России, а также рассказал о своих переживаниях на турнире в Сингапуре, где стал семикратным чемпионом мира.
Человек, который достигает высот, часто идет против течения— Александр, три золотых медали на чемпионате мира для российского спортсмена в 2025 году — это исключительное достижение. Считаешь ли себя уникальным?
— Хм… Как минимум в нашем виде спорта — да. Я действительно стал первопроходцем среди мужчин в синхронном плавании в России. И на мировом уровне доказал, что являюсь одним из ведущих синхронистов.
— Каким образом ты преодолевал общественные стереотипы? Были ли у тебя примеры из других сфер, кто вдохновлял?
— В моем случае опора была на внутренний стержень, хотя вокруг много людей, которые вдохновляют меня. У меня нет конкретного кумира — я обращаю внимание на поступки и меня впечатляют определенные детали, особенно в области культуры и искусства. Человек, который стремится к вершинам в своей профессии, часто вынужден идти против течения. Я держал это в голове и шел к своей цели.
— Если говорить об искусстве, вспоминаются Барышников, Нуриев…
— Именно. Еще можно вспомнить Вацлава Нижинского — человека, который первым в балете стал рассматривать мужчин не просто как партнеров дам, а как самостоятельные единицы искусства. Программу «Весна священная», которую поставила наш тренер Гана Максимова, вдохновляла история Нижинского. И изначально его тоже не принимали.
— Значит, ты часто посещаешь театр?
— Когда начинаются интенсивные тренировки, график становился очень плотным. Однако мы стараемся посещать различные фестивали, например, Чеховский. С удовольствием ходим не только на балет, но и на драматические постановки, чтобы получить новые впечатления и эмоции. Я также много смотрю балеты в записи, ведь есть имена, которые уже не увидеть на сцене — Нуриев, Нижинский, Барышников, великие хореографы Морис Бежар, Иржи Килиан, Пина Бауш. Мы стремимся создать в нашем виде спорта что-то подобное.
Я сторонник демократичных методов, когда ребенок воспринимается как личность— Возвращаясь к Сингапуру — как к тебе относились иностранцы после длительного перерыва и как оцениваешь чемпионат?
— Как только мы прибыли на чемпионат мира, сразу почувствовали дружелюбное отношение. Нас ждали. Молодые спортсмены, выступавшие в мужских программах, многие являются моими поклонниками. (Улыбается.) Говорили, что для них большая честь состязаться со мной. Многие я встречал вживую впервые именно на этих соревнованиях. Среди судей тоже были бывшие спортсмены, например Билл Мэй.
Зрителей на трибунах было мало, особенно в сравнении с 2019 годом, когда арены были переполнены, и наблюдалась огромная поддержка. Здесь же этого не хватало. Думаю, если бы организационный комитет подготовился лучше и цены на билеты были бы приемлемее, болельщиков было бы больше.
— Четвертое золото в Сингапуре было реально?
— Мы знали, что в этой программе нам не обязательно отдадут все золото. Испанцы действительно представили великолепную программу, которая нам очень нравится. Судьи уже по ходу сезона ставили им максимальные оценки, что большая редкость. Арбитры явно поддерживали подобный стиль синхронного плавания. Наша стратегия была сделать ставку на технику — программу можно было бы сделать не хуже или даже лучше с художественной точки зрения, но, возможно, судьи сочли, что чего-то не хватает.
Мы значительно превосходили соперников по техническому исполнению и сложности, но небольшой пробел в художественной части сыграл роль. Даже никто не мог получить оценку выше «десятки». Решили судьбу сотые доли баллов. Мы не особо расстроились, особенно потому, что для Олеси Платоновой этот чемпионат мира — первый и первая медаль.
— Почему родителям стоит задуматься о том, чтобы отдать ребенка в синхронное плавание, даже не ради медалей?
— Большинство родителей выбирает спорт не для того, чтобы их дети достигали выдающихся результатов, а чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка. В этом плане синхронное плавание является одним из лучших видов спорта. Оно требует всесторонней подготовки — и на суше, и в воде, включая физическую, хореографическую, акробатическую подготовку, а также расширяет кругозор. Этот вид спорта подходит как мальчикам, так и девочкам.
— Ты кандидат педагогических наук и сам обучаешь детей. Можешь рассказать о своем подходе? Можно ли применять жесткие методы, например, шлепать по колену или кричать?
— Прежде всего, я убежден, что спорт никак не должен мешать умственному развитию детей и подростков. Он призван быть инструментом для формирования личности. Если в школе есть важные занятия, то сначала дети идут в учебное заведение, а уже затем — на тренировку.
Во-вторых, я не сторонник жестких методов, не применяю их в работе с детьми и предпочитаю объяснять спокойно. Если ребенок не понимает, это уже задача взрослого — подобрать подходящий способ. Иногда приходится повторять объяснения много раз — я делаю это без применения жестокости, которая встречается не только у нас, но и за рубежом. На мой взгляд, взрослые так лишь проявляют слабость.
Сам я тренировался во Франции год в возрасте 17 лет, и там подход абсолютно иной. Тренеры растягивают детей мягко, с тактильным контактом, а во Франции это запрещено, дети сами должны заниматься растяжкой, но их этому не учат, поэтому зачастую подготовка отсутствует. Это тоже крайность. Я же сторонник демократичного подхода, при котором ребенок воспринимается как личность.
Хочу просто немножко выдохнуть и переключиться на отдых— Почему микст-дуэты не вводят в олимпийскую программу, хотя этот вид соревнований соответствует духу гендерного равенства и присутствует на чемпионатах мира уже 10 лет?
— Я много сделал для продвижения этой дисциплины и мужского соло, чтобы мужчин допустили к групповым выступлениям. Мы обсуждали это в том числе с председателем технического комитета Лизой Шотт, и благодаря этим усилиям мужское соло появилось в программе чемпионатов мира, а мужчин допустили к группам на Олимпийских играх.
World Aquatics поддерживала включение микст-дуэтов в олимпийскую программу не только на Париж-2024, но и на Токио-2020. Однако падение инициативы связано с Международным олимпийским комитетом. Причины трудно назвать однозначно, но, думаю, большую роль играет лоббирование и финансовые вопросы. Нам этого недостаточно, поэтому МОК разрешил лишь две медали в синхронном плавании. Найден компромисс — допускать мужчин в состав групп для поддержания гендерного равенства на Олимпиаде.
— Рассматриваешь ли участие в группе на Олимпиаде-2028?
— Посмотрим, сейчас слишком много изменений, чтобы строить долгосрочные прогнозы. В данный момент я просто хочу отдохнуть, переключиться, забыть про тренировки и соревнования, не думать о будущем.
— А как обстоят дела с мужским синхронным плаванием в России?
— Не совсем все гладко. На сегодняшний день в официальном перечне есть только одна дисциплина, допускающая участие мальчиков и мужчин — смешанный дуэт, который официально признан с 2015 года. Это значит, что спортсмены могут выступать в ней, получать разряды, призовые и стипендии. К сожалению, мужское соло и участие мужчин в группах официально не разрешены.
Хотя мальчики могут выступать в соло, они не получают того же уровня поддержки, что и в микст-дуэте. Тренерам невыгодно работать с мужским соло — нагрузка есть, а результата для них нет. В результате микст-дуэт развивается, а соло — буксует. Между тем дисциплина уже признана международно, проведено несколько чемпионатов мира с высокой конкуренцией. Очень надеюсь, что в России ее признают официально, и мы сможем готовиться на международном уровне. Если не уделять этому внимание, рискуем отстать.
Такая же ситуация с группами, поскольку с 2024 года олимпийская программа официально содержит смешанную группу. Нам нужно идти в ногу со временем и официально допустить мальчиков в эти команды. Чем раньше начнем вводить мальчиков в группы и расширим мужское соло, тем лучше будет развиваться мужское синхронное плавание в стране. Мы окажемся конкурентоспособными, ведь мировой тренд именно в этом направлении. Очень надеюсь, что Министерство спорта примет необходимые меры и поддержит этот процесс.
Битва полов здесь неуместна— Помнишь, когда ты начал зарабатывать синхронным плаванием?
— Это случилось, когда я попал в сборную. До этого синхронное плавание считалось женским видом спорта, и официальной зарплаты не было. После введения микст-дуэтов в финале 2014 года меня включили в сборную, и я стал получать оклад. С 19 лет начал заниматься профессионально. Через полгода на чемпионате мира в Казани выиграл первые призовые.
— Зарплаты хватало, чтобы снимать жилье в Москве?
— Мы жили в гостинице на базе «Озеро Круглое», там проводим большую часть года. Хотя бывало и общежитие, когда я был студентом.
— Если провести соревнования мужчин-синхронистов и женщин в одной категории, кто победит?
— Я не считаю правильным сравнивать. Мужчины занимаются своей ролью, женщины — своей. Соревноваться вместе было бы не совсем логично. У каждого пола свои особенности и преимущества, поэтому каждому следует соревноваться в своей категории. Битва полов в этом виде спорта неуместна.