В Пентагоне уже несколько недель идут переговоры о возможном сокращении части американских войск, находящихся в странах Евросоюза. На данный момент численность военнослужащих США в Европе составляет от 90 до 100 тыс. человек, однако Вашингтон планирует снизить это количество примерно на треть, вернув домой около 20 тыс. солдат. Такая перспектива вызывает серьёзную обеспокоенность в европейских столицах, для которых американское военное присутствие выступает важным символом transatlantической поддержки. О том, какие процессы анонсирует намерение Соединённых Штатов сократить контингент в ЕС и каким образом это отразится на европейских странах, рассказывает подробный анализ «Известий».
Замедленное реагирование и увеличение расходов• Сокращение американского военного контингента в Европе потенциально отразится негативно на безопасности региона. Долгие годы США играли ключевую роль в обеспечении стабильности оборонительной системы НАТО, выступая как фактор сдерживания угроз. Размещение войск в Германии, Польше и Италии обеспечивает быстрое реагирование на кризисные ситуации, поддерживает уровень боеготовности и способствует проведению совместных учений для координации действий армий союзников. По оценкам, замена американского военного присутствия в Европе может занять до 12 лет.
• Наибольшее количество американских солдат сконцентрировано в Германии — около 38 тыс. человек. Следующими по численности идут Польша с примерно 14 тыс. военных и Италия с контингентом в 12 тыс. В нескольких европейских столицах считают, что вывод частей американской армии, направленных в Европу во время президентства Джо Байдена, может начаться уже этой осенью. Предварительно сокращение численности затронет около 20–25 тыс. военнослужащих. Основные изменения вероятно коснутся Польши и Румынии, где сосредоточены крупные логистические узлы, которые планируют передать под управление НАТО в рамках реорганизации военного присутствия США в регионе.
• Сокращение американских войск приведет к уменьшению оперативной гибкости НАТО в данном районе. Также оно может замедлить скорость реагирования на возможные инциденты, снизить интенсивность совместных учений и ослабить созданную инфраструктуру для размещения и обеспечения американских сил. Кроме того, подобное решение способно вызвать политическую нестабильность среди стран альянса.
• Для ряда государств Центральной и Восточной Европы присутствие американской армии является главным символом поддержки из Вашингтона. В случае существенного сокращения американских Вооруженных сил возникнет необходимость перераспределения функций и ресурсов внутри НАТО, что приведет к дополнительным расходам европейских стран и усилению их собственных оборонительных потенциалов.
Европе сложно справиться одной• Концепция создания в Европе полностью независимой системы безопасности без опоры на США кажется привлекательной теоретически, однако на практике она сталкивается с существенными проблемами и не является реализуемой в ближайшее время. С военной точки зрения европейские государства во многом зависят от американских стратегических возможностей, включая глобальные разведывательные сети, спутниковый мониторинг, современные системы противоракетной обороны и дальнобойную авиацию. Эти компоненты либо отсутствуют, либо находятся на ранних этапах развития в Европе и не способны обеспечить должный уровень защиты без США.
• К тому же финансовое обеспечение создания автономной оборонной системы, сравнимой по эффективности с нынешней, основанной на участии США, требует колоссальных затрат. Для многих стран Европейского союза наращивание военных бюджетов до нужного уровня будет означать перераспределение финансовых ресурсов в ущерб таким сферам, как здравоохранение, социальная поддержка или образование. Это, безусловно, вызовет политические и общественные споры. Так, во Франции уже испытывают недовольство из-за планов президента Эммануэля Макрона удвоить оборонные расходы (подробнее об этом мы писали здесь).
• Существенный неоднородный финансовый фон наблюдается среди европейских стран, что затрудняет формирование оборонного единства. В начале 2025 года госдолг Германии составил 62,3% ВВП, тогда как во Франции эта цифра достигла 114,1%, значительно превышая лимит в 60%, установленных в рамках ЕС.
• На сегодняшний день не все европейские страны достигают целевого уровня военных расходов в размере 2% ВВП, рекомендованных НАТО. В 2024 году 22 из 32 членов альянса не достигли данной цифры. Это говорит о том, что единство политической воли в вопросах стратегической самостоятельности пока отсутствует. При этом Дональд Трамп требует увеличить оборонные расходы до 5% ВВП, однако это в текущих условиях малореализуемо.
• Помимо этого между государствами ЕС нет единого мнения по ключевым вопросам военной политики: применению силы, структуре командования, закупкам вооружений и важнейшим угрозам. Различия в стратегических интересах и отношениях с третьими странами осложняют создание общего оборонного пространства. Даже в рамках существующих проектов, таких как «Постоянное структурированное сотрудничество», пока отсутствуют заметные результаты.
• Устойчивое присутствие США в Европе десятилетиями выступало политическим инструментом, укрепляющим доверие между странами НАТО и обеспечивающим стабильность альянса. Резкое сокращение американского участия может вызвать перераспределение баланса влияния в Европе, усиление конкуренции за лидерство и ослабление координации.
• К тому же обсуждаемое в Пентагоне сокращение американского военного контингента в Европе вызывает ассоциации с выводом войск из Афганистана в 2020–2021 годах. Дональд Трамп назвал решение Джо Байдена самым позорным днём в американской истории. Тем не менее политика Трампа, направленная на европейскую безопасность, также могла навредить международной репутации США и стратегическим отношениям с союзниками.
• В итоге, учитывая текущие технологические отставания, ограниченность ресурсов, разногласия в политических позициях и институциональную зависимость от Америки, идеи о полной стратегической автономии Европы остаются декларативными и концептуальными. Эти планы не имеют достаточной ресурсной базы. При условии сокращения численности американских войск в Европе, Вашингтон рискует подорвать доверие своих союзников.
При подготовке материала «Известия» учитывали и обсуждали мнения:
- политолога-американиста, советника директора РИСИ Ильи Кравченко;политолога-американиста, главного научного сотрудника Института США и Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН) Владимира Батюка;политолога-американиста Малека Дудакова.