Оттепель в отношениях Грузии и США – новый дух в диалоге


Фото: Global Look Press/Florian Gaertner

Грузия и США возвращаются к сотрудничеству после напряженного кризиса прошлого года

Грузия предпринимает попытки возобновить связи с Западом после кризиса прошлого года. В взаимодействии с США уже видны определенные положительные изменения. Американские военнослужащие прибыли для участия в учениях НАТО, был аккредитован новый посол, а принятие спорного законопроекта Megobari act было приостановлено. Эти события подробно освещены в материале «Известий».

Учения с колонной

В конце июля в Грузии стартовали военные учения НАТО Agile Spirit 2025 («Проворный дух»), которые в основном проводятся в районе Тбилиси. Планируется проведение полевых стрельб и отработка действий спецподразделений, ключевым событием станет тренировка сопровождения военной колонны от базы Сенаки до базы Вазиани.

Американские военнослужащие внесли значительный вклад в организацию и проведение этих учений. Командование армии США в Европе и Африке с начала июля перебрасывало в Грузию военную технику, включая бронемашины и вертолеты. Из примерно 2 тыс. участников учений около 800 — американцы, которые составляют основу контингента.

В 2024 году из-за серьезного кризиса в отношениях между Грузией и США совместные учения Noble Partner были отменены. Проведение нынешних маневров рассматривается как знак улучшения двусторонних отношений. Также есть другие приметы сближения: в конце июля новый грузинский посол в США Тамар Талиашвили вручила верительные грамоты президенту Трампу и начала свою работу.

Кроме того, американские законодатели на неопределенный срок остановили процесс принятия противоречивого законопроекта Megobari Act, предусматривающего санкции против грузинского руководства. Ранее этой весной документ утвердила палата представителей и комитет сената по международным делам, но несколько сенаторов-республиканцев препятствуют его дальнейшему рассмотрению.

В грузинском руководстве признают позитивные сдвиги в отношениях. «Мы и раньше говорили о тех ценностях и вызовах, о которых говорит нынешняя администрация [президента Трампа]. Мы боролись именно с этими вызовами, а не с США или ЕС, когда они проявляли двойные стандарты. Мы готовы к перезагрузке и ждем встречных шагов», — отметил президент Михаил Кавелашвили, добавив, что готов лично встретиться с Дональдом Трампом для обсуждения нерешенных вопросов.

Безвиз раздора

Кризис в отношениях между Грузией и Западом случился в прошлом году. В начале в стране был принят закон об иноагентах, а также запретили пропаганду ЛГБТ (экстремистское движение, запрещено в России). Затем прошли парламентские выборы, результат которых вызвал массовые протесты оппозиции. Всё это привело к разрыву контактов с руководством Евросоюза и администрацией Джо Байдена.

В Тбилиси при этом выражали надежды на смену американской власти. Представители правящей партии заявляли, что Дональд Трамп близок по идеологии к «Грузинской мечте», разделяет консервативные взгляды и более заинтересован развивать деловые отношения, чем продвигать идеологию. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе говорил: «У нас есть совпадение, многое будет зависеть от того, сможет ли новая администрация победить «глубинное государство»».

Однако после смены власти в США долгий период контактов отсутствовал, изменений не наблюдалось. В мае премьер Кобахидзе направил открытое письмо в Вашингтон, выражая недовольство отсутствием ответа: «Я публично выражал готовность Грузии к стратегическому партнерству с чистого листа с конкретной «дорожной картой», но до сих пор мы не получили никакого ответа».

Позже появились первые признаки улучшения: в конце мая Дональд Трамп поздравил Михаила Кавелашвили с Днем независимости Грузии, несмотря на то, что многие на Западе не признают легитимность грузинского президента. Также вице-премьер Леван Давиташвили посетил США с официальным визитом и провел встречи в Госдепе, Министерстве финансов и Министерстве экономики.

Тем не менее, сложности сохраняются. В начале июля посол США в Грузии Робин Данниган в интервью заявила, что основатель правящей партии Бидзина Иванишвили фактически управляет страной, ставя свои личные интересы выше государственных. Также она отметила, что правящая партия направила «оскорбительное и угрожающее» послание Дональду Трампу.

В ответ в Тбилиси подчеркнули, что Данниган была назначена при прежней администрации и охарактеризовали ее как агента «глубинного государства». В то же время отношения Грузии с Евросоюзом остаются напряжёнными. Брюссель выражает резкое недовольство судом над ведущими оппозиционерами.

В начале июля Европарламент принял резолюцию, призывающую пересмотреть безвизовый режим для Грузии из-за «несоблюдения стандартов демократического управления и свобод вследствие действий правящей партии». Позже ЕС направил письмо в МИД Грузии с требованиями, включая освобождение оппозиционеров, отмену закона об иноагентах и легализацию ЛГБТ-пропаганды. В документе предупреждается, что невыполнение этих требований приведет к отмене безвиза уже осенью.

Что говорят эксперты

Политолог и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Шота Апхаидзе считает преждевременным говорить об улучшении отношений между Грузией и США.

— Вручение верительных грамот послом — это стандартная процедура, которую не стоит переоценивать. Также не стоит сильно акцентировать на сложностях с Megobari Act: в Сенате представлены разные группировки с уникальными интересами. Наконец, сами учения не представляют ничего необычного — Грузия всегда стремилась к евроатлантической интеграции. Для возобновления партнерства все подготовлено, осталось дождаться инициативы от администрации Трампа, — пояснил он.

Основатель научно-исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе отмечает реальное улучшение отношений между Грузией и США.

— Сближение было неизбежным, поскольку «Грузинская мечта» сходна по риторике с Дональдом Трампом. Вопрос в том, почему оно случилось так поздно. Видимо, прежние куратора Грузии оставили серьезные проблемы, а для Трампа регион на Кавказе не настолько важен, как Россия, Китай и Ближний Восток. Ему потребовалось время, чтобы сформировать собственное мнение, — подчеркнул он.

Собеседник добавляет, что власти Грузии стремились избежать конфликтов ни с Вашингтоном, ни с Брюсселем, и сейчас охотно пойдут на компромисс, если условия будут выгодными.

— Сближение с США играет важную роль для «Грузинской мечты». Это станет весомым аргументом в споре с европейцами — они окажутся в одиночестве, и энтузиазм для продолжения конфронтации может снизиться. Кроме того, правящая партия получит поддержку в противостоянии оппозиции внутри страны. Обязательно будет донесено до избирателей, что удалось прорвать западную блокаду, — поясняет эксперт.