День сомнения: ЕС стремится отдалить Центральную Азию от России


Фото: Global Look Press/Philipp von Ditfurth

ЕС расширяет торговлю и влияние в Центральной Азии, меняя баланс сил в регионе

В начале сентября Европейский парламент должен ратифицировать соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Киргизией, как выяснили «Известия». Этот договор призван увеличить товарооборот между Евросоюзом и странами Центральной Азии. Кроме того, Брюссель проявляет интерес к аналогичным соглашениям с Узбекистаном и Туркменистаном. Основной фокус ЕС — это сотрудничество в сфере полезных ископаемых и развитие логистических маршрутов в регионе, отмечают эксперты, опрошенные «Известиями». Почему ЕС активизирует работу с Центральной Азией и какое влияние это окажет на отношения региона с Россией — в материале «Известий».

ЕС стремится укрепить связи со странами Центральной Азии

Ожидается, что Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между ЕС и Киргизией, подписанное в июне 2024 года, будет одобрено на пленарном заседании Европарламента уже в сентябре.

— Комитет по иностранным делам Европарламента принял резолюцию с рекомендацией утвердить это соглашение. Я считаю, что ратификация возможна при условии, что Кыргызстан сохранит приверженность демократическим принципам и верховенству права, — заявил «Известиям» депутат Европарламента Томаш Здеховски.

Голосование на пленарной сессии в сентябре, как подтверждает депутат Европарламента Петар Волгин, пройдет по соглашению между ЕС и Киргизией и, по прогнозам, будет принято.

Документ должен способствовать увеличению торговли ЕС с Центральной Азией, а также укреплению сотрудничества в областях внешней политики и безопасности, включая предотвращение конфликтов, управление кризисами, кибербезопасность и поддержание стабильности в регионе.

Министр иностранных дел Киргизии Жээнбек Кулубаев ранее отмечал, что всестороннее сотрудничество и полноценный диалог с Евросоюзом являются приоритетом для внешней политики республики. С 2016 года страна уже пользуется преференциальным доступом на рынок ЕС, оставаясь третьим по величине торговым партнером союза в Центральной Азии.

Однако сотрудничество с ЕС не лишено трудностей. Председатель подкомитета по правам человека Европарламента Мунир Сатури ранее выражал обеспокоенность ограничениями для гражданского общества и свободой слова в Киргизии. Евродепутаты также были встревожены задержанием одного из членов партии социал-демократов. В соглашении СРПС уважение демократических принципов определено ключевым элементом отношений между Брюсселем и Бишкеком. В связи с этим в феврале 2025 года делегация Европарламента побывала в Киргизии для оценки их соблюдения.

Президент Садыр Жапаров выразил сожаление, что республика сталкивается с однобоким и субъективным отношением, особенно заметным в резолюциях ЕП по ситуации в стране. При этом представители правоохранительных органов подробно отвечали по вопросам членов подкомитета ЕС.

Киргизия — не единственная страна в Центральной Азии, на которую ориентируется ЕС. По словам Здеховски, подобные соглашения планируются с Узбекистаном и Туркменистаном.

— ЕС действительно заинтересован в укреплении сотрудничества с этими странами, однако соглашения пока не подписаны, а переговоры находятся в стадии проработки, — отметили в Европарламенте.

Документ соглашения с Казахстаном был заключен в 2015 году. В 2024 году ЕС провел третий раунд переговоров по аналогичному соглашению с Таджикистаном.

В последнее время Брюссель усилил усилия в этом направлении. Например, в апреле 2025 года в Самарканде состоялся первый крупный саммит формата С5+, объединивший пять стран Центральной Азии и ЕС. По итогам была принята декларация, в которой определены задачи ЕС в регионе — природные ресурсы, сырье и транспортные коридоры.

— Страны ЕС заинтересованы в сырье и логистической инфраструктуре Центральной Азии. Они поддерживают диверсификацию международных связей региона с целью создания выгодных условий для приобретения сырья и использования региона в качестве транспортно-логистического хаба, — приводит слова Дарьи Сапрынской, сотрудника Лаборатории исследований Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН, издание «Известия».

Также ЕС занял место США, чье агентство USAID сократило активность после политики Дональда Трампа: европейские фонды постепенно заменяют американские гранты на рынке Центральной Азии.

Влияние сотрудничества ЕС и Центральной Азии на Россию

Дарья Сапрынская подчеркивает, что Евросоюз максимально заинтересован в вытеснении других игроков, включая Россию, из региона. В частности, ЕС намерен продвигать проект Global gateway, запущенный в 2021 году как альтернатива китайской инициативе «Пояс и путь». Целью проекта является заключение долгосрочных контрактов на инфраструктурные и цифровые проекты за счет ЕС в Азии и Африке. Ранее бывший глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель признал, что эту программу можно воспринимать как инструмент по снижению влияния России и Китая.

Особенно заметны активные действия ЕС против РФ после начала специальной военной операции. Это касается, в том числе, усиления позиций в банковской сфере, где ЕС оказывает давление на финансовые структуры региона, ссылаясь на вторичные санкции.

Однако претворить антироссийские стратегии в регионе будет не просто. Россия давно является ключевым экономическим и политическим партнером для стран Центральной Азии. Москва вкладывается в совместные проекты, а в 2023 году товарооборот между РФ и странами региона достиг 44 млрд долларов. Более 30% всей внешней торговли Центральной Азии проходит через Россию. Кроме того, стороны переходят на расчеты в национальных валютах: с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном их доля превышает 80% и продолжает расти. Соответствующее сотрудничество усиливается благодаря работе в рамках Евразийского экономического союза: за первые 10 месяцев 2024 года взаимная торговля выросла на 9,8% до 78,6 млрд долларов.

Ежегодно в Ташкенте проводится выставка «Иннопром», признанная важной индустриальной площадкой России. Российский бизнес процветает в странах региона: по состоянию на 2024 год около 24 тысяч компаний с российским капиталом работают в Центральной Азии, а объем накопленных инвестиций превысил 38 млрд долларов. Перспективные проекты включают технопарки, например, в Узбекистане уже функционируют два — «Чирчик» и «Джизак», а в Таджикистане планируется создание крупного технопарка с участием российских специалистов.

Россия также развивает транспортные коридоры в регионе, что логично с учётом географии. Среди них — многосторонний транспортный коридор «Север – Юг». Кроме того, ведется работа над коридором Киргизия – Узбекистан – Туркменистан – Россия, который обеспечит доставку грузов в порты Астрахани и Махачкалы.

Исходя из географического положения и масштабов сотрудничества, Россия занимает более высокое место в товарообороте и реализует больше совместных экономических проектов в регионе по сравнению с Европейским союзом. Она также активнее инвестирует в страны Центральной Азии. Поэтому говорить о значительном изменении отношений региона с Москвой из-за сотрудничества ЕС с Центральной Азией пока преждевременно, заключила Дарья Сапрынская.


  • Теги: