В Сербии вспыхнул скандал после высказываний министра по делам евроинтеграции Неманьи Старовича. Он намекнул на возможное введение Белградом антироссийских санкций для ускорения вступления в ЕС. Премьер-министр, президент Сербии и сам Старович заверили Москву, что таких мер вводить не планируют. Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что слова политика были истолкованы неверно. Однако в Сербии обсуждают, как власти оценивают общественную поддержку на случай введения санкций против России. Детали — в материале «Известий».
И да и нет«Сербия поддержит санкции Евросоюза против России лишь перед вступлением в ЕС, когда сможет использовать европейские механизмы поддержки», — заявил Старович.
Политик отметил, что Белград против антироссийских мер ЕС, поскольку они негативно скажутся на сербской экономике, не повлияв на Россию.
По его словам, не входя в ЕС, страна не имеет доступа к безопасности и поддержке, доступным его членам. Он отметил, как в пандемию Хорватия получила €22 млрд из еврофондов, а Сербия всего 165 млн.
Он добавил, что Белград согласится на санкции ЕС только если членство станет реальной перспективой, задолго до вступления.
Также Старович подчеркнул, что Белград с первого дня осуждает спецоперацию и поддерживает вступление Киева в ЕС.
И хочется, и колетсяСлова Неманьи Старовича вызвали скандал. Заявление министра посчитали сигналом Брюсселю о принятии Сербии в ЕС при условии ее участия в антироссийских санкциях.
«Движение социалистов» бывшего вице-премьера Александра Вулина раскритиковало Старовича, утверждая, что санкции против России — это предательство. Как отмечает Вулин, отказ Белграда в санкциях не связан с перспективой членства в ЕС, а диктуется принципиальной позицией сербов, которые не хотят отрекаться от своих ценностей и истории.
Через два дня Старович уточнил свои слова и назвал три причины, почему Белград не поддержит антироссийские меры. «Ценностные — мы против санкционной политики в международных отношениях. Экономические — ущерб для экономики страны. Политические — риск отношениям с Россией», — объяснил Старович в беседе с «РИА Новости».
Впрочем, в Сербии не раз звучали мысли о возможном санкционном сотрудничестве с ЕС. В 2023 году министр экономики Раде Баста заявлял, что цена за отказ от санкций против России слишком высока и невыносима.
Балканские эксперты полагают, что власти могут проверять, поддержит ли общество санкции. Также возможно, эти высказывания адресованы сторонникам парламентского сближения Белграда с Европой, где процесс вступления Сербии в ЕС застопорился, а основными претендентами называют соседние Албанию и Черногорию.
Тем временем Александр Вучич вновь заявил, что страна не намерена вводить санкции против Москвы и нацелена на самостоятельную внешнюю политику.
«Министр Старович неосторожно выразился. Извините за то, что наши друзья в российской прессе ищут повод укорить Сербию <...> разочарую их: мы не будем вводить санкции против Российской Федерации», — заявил сербский глава.
Также он отметил, что с июля Сербия не экспортировала ни одного патрона и продолжает следовать политике независимого и суверенного государства, не позволяя влиятельным игрокам использовать её в своих целях.
Премьер Джуро Мацут также заверил, что нынешние власти не ведут к санкциям против России. Он подчеркнул, что приоритет теперь заключается в защите и укреплении национального единства.
Что думают экспертыМилан Лазович, программный менеджер РСМД, в беседе с «Известиями» отметил, что Белград не собирается вводить антироссийские санкции.
— Недавно с новым заявлением выступил президент Александр Вучич, который указал, что слова Старовича были вырваны из контекста и СМИ неверно их истолковали. Президент снова опроверг возможность введения Сербией санкций против России, — отметил политолог.
Он считает, что слова Старовича могли быть попыткой дать понять ЕС, что у Брюсселя нет ясных программ для Сербии.
— Возможно, сербский министр таким образом намекал брюссельским чиновникам, что путь Сербии в ЕС является неопределенным и туманным направлением, — резюмировал эксперт.
Главный редактор проекта «Балканист» Олег Бондаренко в разговоре с «Известиями» отметил, что Александр Вучич последовательно повторяет позицию, что «Сербия не введет санкции против России».
— Он вновь подтвердил это, что важно. На самом деле, слова Неманьи Старовича были вырваны из контекста. Я лично знаю господина Старовича. Он русофил, всегда поддерживал Москву. Вероятно, он либо некорректно выразился, либо его неправильно поняли, — считает Бондаренко.
По мнению аналитика, Старович хотел указать, что Сербия не станет членом ЕС.
— Если бы Сербия вступила в ЕС, ей пришлось бы ввести санкции против России. Насколько я понял, именно это он имел в виду. Так что это только вырванные из контекста слова, которые вызвали скандал, потушить который принесли слова и премьера, и президента, что Белград не вводит антироссийские санкции, — пояснил эксперт.