Согласно информации, полученной «Известиями» от источников в Европарламенте, Евросоюз планирует вводить антироссийские санкции с периодичностью раз в квартал. Подобный график предполагается сохранять до разрешения конфликта между Россией и Украиной, однако даже после его завершения Брюссель не собирается спешить с отменой ограничений. Следующий пакет рестрикций, вероятно, будет принят уже в октябре. Впрочем, как отмечают эксперты, опрошенные изданием, такая частота может вызвать сложности у стран ЕС из-за внутренних разногласий. Кроме того, практически все ключевые секторы российской экономики уже находятся под санкциями, что ограничивает возможности для новых ограничительных мер. Подробнее о возможном содержании 19-го пакета — в материале «Известий».
ЕС намерен ужесточать санкционную политику в отношении РоссииВскоре после принятия в конце июля 18-го пакета ограничений Франция заявила о подготовке новых мер против РФ. Как отметил министр иностранных дел страны Жан-Ноэль Барро, они окажутся еще более жесткими и разрабатываются совместно с США. Дипломат подчеркнул необходимость скорейшего принятия новых ограничений для ослабления военного потенциала России.
Как стало известно «Известиям», очередной пакет санкций может быть введен уже в октябре.
— За 3,5 года конфликта мы приняли 18 пакетов санкций. Теперь новые ограничения будут вводиться каждые три месяца, пока Россия не прекратит военные действия, — заявил евродепутат Томаш Здеховски.
— Девятнадцатый пакет может быть принят уже в октябре, хотя эффективность этих мер против РФ сомнительна. Более того, санкции начинают восприниматься как вызов не только России, но и другим странам, не входящим в западный альянс, но сотрудничающим с Москвой. Это вызывает недовольство, например, у китайских банков и транспортных компаний, — пояснил «Известиям» депутат Европарламента Иван Давид.
При этом, как отмечают в ЕС, даже после завершения конфликта на Украине Брюссель вряд ли откажется от санкционного давления.
— Уверен, что новые меры последуют. Если США заинтересованы в мире, то ЕС, напротив, стремится к продолжению конфликта. Очередные санкции могут появиться в октябре. Для ЕС они стали чем-то вроде зависимости — это своеобразная форма мести, — заявил депутат Европарламента Тьерри Мариани.
Согласование 18-го пакета далось ЕС непросто — в него, в частности, вошли новые ограничения на российскую нефть. Против выступали Венгрия и Словакия, для которых отказ от российских энергоресурсов экономически невыгоден. Возражения высказала и Мальта, опасающаяся негативных последствий для своих морских перевозок.
С начала 2025 года ЕС ввел три пакета антироссийских санкций, столько же было принято в 2024 и 2023 годах, а в 2022-м их число достигло девяти.
В ответ на 18-й пакет Россия ввела запрет на въезд для ряда граждан западных стран. Под ограничения попали представители европейских силовых структур, лица, оказывающие поддержку Украине, а также политики и активисты, участвующие в блокаде российских судов в Балтийском море.
При этом Москва неоднократно подчеркивала неэффективность западных санкций. «Чем больше ограничений вводят, тем хуже для их инициаторов. Это касается и Франции, и экономики Европы в целом», — заявил в июне 2025 года Владимир Путин.
С 2022 года Россия успешно переориентировала торговые потоки на дружественные государства. По данным вице-премьера Александра Новака, за три года их доля в российской торговле выросла с 46% до 82%. Среди таких стран — Китай, Индия, государства Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока.
Какие еще сферы могут попасть под санкцииЭксперты считают, что согласовывать новые санкции каждые три месяца ЕС будет все сложнее.
— Наиболее уязвимые для России отрасли уже под ограничениями: энергетика, высокие технологии и финансовые расчеты. То, что делает ЕС сейчас, — во многом имитация активности, — считает эксперт «Валдая» Станислав Ткаченко.
Тем не менее ЕС может сосредоточиться на ужесточении контроля за соблюдением существующих мер. Это позволит европейским политикам демонстрировать давление на РФ, хотя реальный экономический ущерб от новых ограничений будет минимальным.
По мнению международного эксперта Полины Чуприяновой, может расшириться список персональных санкций. Также вероятны новые вторичные ограничения для компаний, сотрудничающих с Россией. ЕС продолжает пополнять перечень организаций, которые, по его данным, помогают РФ. Кроме того, в 18-м пакете был снижен потолок цен на российскую нефть с $60 до $47,6 за баррель — не исключено его дальнейшее понижение. Также может увеличиться число банков, отключенных от SWIFT и столкнувшихся с транзакционными ограничениями.
Как отмечает гендиректор Open Oil Market Сергей Терешкин, нефтяной потолок — наименее эффективная мера из всех санкций, введенных после 2022 года. На его соблюдение влияют не столько ограничения ЕС и G7, сколько рыночные факторы: цена Urals коррелирует с Brent, сохраняя дисконт в $10–12 за баррель. Urals падает ниже $60, только если Brent опускается ниже $70.
Что касается банков, то подавляющее большинство крупных российских финансовых институтов (более 75% активов) уже под санкциями, поэтому новые ограничения затронут в основном мелкие организации.
Внутри ЕС могут возникнуть разногласия при согласовании нового пакета, особенно по энергетическим вопросам. Например, премьер Венгрии Виктор Орбан ранее призывал отменить санкции против российской энергетики, заявив, что политика ЕС усугубляет положение Европы. Так, ЕС столкнулся с дефицитом дизельного топлива, поскольку оно эффективнее производится из российской нефти, а не из американской сланцевой. Кроме того, словацкий премьер Роберт Фицо назвал неприемлемыми возможные санкции против российской атомной отрасли, пообещав их заблокировать.