Биться об оклад: разрыв зарплат в регионах достиг 182 тысяч


Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

Разрыв зарплат в России бьет рекорды: Чукотка и Ингушетия — 182 тыс. разницы. Почему?

Разрыв между самыми высокими и самыми низкими средними зарплатами в российских регионах увеличился до исторического максимума — 182 тысячи рублей, как показал анализ данных Росстата, проведённый «Известиями». За последний год этот показатель вырос на 25%. Лидером по уровню доходов стала Чукотка (223 тыс. рублей), а антирекорд установила Ингушетия (41 тыс. рублей). Такой дисбаланс объясняется несколькими факторами: нехваткой специалистов, развитой промышленностью и северными надбавками в одних регионах против высокой безработицы, теневого сектора и зависимости от климата в других. Вопрос о том, должны ли удалённые работники из разных субъектов получать одинаковую зарплату и как сократить это неравенство, рассмотрен в материале издания.

Регионы с самыми высокими доходами

По данным на апрель 2025 года, средняя зарплата в стране составила 97 тысяч рублей, что на 16% выше, чем годом ранее. Однако рост доходов происходил неравномерно. Например, на Чукотке, где зафиксированы самые высокие зарплаты, прирост достиг 20% (до 223 тыс. рублей), тогда как в Ингушетии, замыкающей рейтинг, он составил лишь 8% (до 41 тыс. рублей). В результате разница между регионами-лидерами и аутсайдерами увеличилась на четверть и достигла 182 тысяч рублей, подсчитали «Известия» на основе июльских данных Росстата. В редакцию направлен запрос в ведомство и Минтруд.

Помимо Чукотки, в топ-5 регионов с самыми высокими доходами вошли Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Москва и Магаданская область, где средний заработок колеблется от 145 до 185 тысяч рублей. Напротив, самые низкие зарплаты — в республиках Северного Кавказа: Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где доходы не превышают 44–51 тысячи рублей.

Шестикратная разница в оплате труда объясняется несколькими причинами. В промышленно развитых регионах выше занятость и уровень доходов, тогда как на юге страны преобладают сельское хозяйство и торговля, что ведёт к сезонной занятости и нехватке стабильных рабочих мест, пояснил экономист Андрей Бархота.

— Это создаёт инерцию на рынке труда: в промышленных зонах зарплаты растут из-за дефицита кадров, а в менее развитых регионах остаются ниже среднего. Поэтому на юге так распространены самозанятость и ИП, — отметил эксперт.

В северных и сибирских регионах доходы увеличиваются за счёт дополнительных выплат — районных коэффициентов (от 1,1 до 2) и надбавок за стаж, рассказала профессор Финансового университета Юлия Долженкова. Например, на Чукотке и в северных районах Камчатки надбавка начинается с 10% и постепенно увеличивается до 100%, тогда как в других регионах её максимум составляет 30–80%.

Кроме того, в этих регионах сосредоточены предприятия оборонного комплекса, где зарплаты растут быстрее, добавила эксперт.

Разрыв между Москвой и другими городами постепенно сокращается, отметили в SuperJob. Наибольшее сближение произошло в Новосибирске и Ростове-на-Дону, где разница с московскими зарплатами уменьшилась на 4 процентных пункта.

Должны ли удалённые работники получать одинаковую зарплату?

Несмотря на различия в уровне жизни, Роструд утверждает, что сотрудники на одинаковых должностях должны получать сопоставимую зарплату независимо от региона. На портале ведомства «онлайнинспекция.рф» разъяснили, что разница возможна только в надбавках, но не в базовом окладе.

Однако, согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, а не просто за одну должность, подчеркнула аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Местоположение сотрудника, как и его пол или национальность, не может быть основанием для дискриминации в оплате труда. Верховный суд ещё в 2017 году постановил, что сотрудники, выполняющие одинаковые функции в разных филиалах компании, должны получать равные оклады.

— Хотя работодатели учитывают региональные особенности при формировании зарплат, это касается преимущественно переменной части дохода. В случае с удалённой работой такие вопросы должны регулироваться коллективными договорами и обсуждаться индивидуально, — пояснила эксперт Тамара Гриненко.

На практике компании часто находят способы обойти законодательство — например, вводят разные категории должностей («инженер I» и «инженер II») или используют надбавки, отметила специалист Людмила Иванова-Швец.

Такая скрытая дискриминация встречается повсеместно, но сотрудники редко обращаются в суд, предпочитая решать вопрос переговорами или увольнением.

Наибольший разброс зарплат наблюдается в сферах с переменным доходом — продажах, маркетинге, IT и консалтинге, сообщили в «Авито Работа». В бюджетном секторе, госструктурах и отраслях с чёткими тарифами (логистика, производство) дифференциация минимальна.

Как сократить разрыв в доходах между регионами

Региональное неравенство в зарплатах уже много лет приводит к оттоку квалифицированных специалистов из экономически слабых регионов, что усугубляет дефицит врачей, учителей и рабочих, отметила Юлия Долженкова.

— Низкие зарплаты не только снижают уровень жизни, но и увеличивают будущие риски бедности, поскольку размер пенсий зависит от заработка. Это может потребовать дополнительных социальных расходов, — добавила она.

Разрыв в доходах будет сохраняться, считает Наталья Мильчакова. В развитых регионах — столицах, городах-миллионниках и сырьевых центрах — создаются новые предприятия, что усиливает перекос.

Для сокращения неравенства аграрным и депрессивным регионам нужно искать точки роста, используя местные преимущества — например, развивать майнинг в зонах с дешёвой электроэнергией или солнечную энергетику в южных областях, предложила эксперт.

— Пустующие промзоны можно преобразовать в технопарки или промышленные кластеры, что создаст рабочие места и привлечёт инвестиции, особенно для молодёжи, — добавила она.

Также важно стимулировать развитие бизнеса и бороться с безработицей и теневой занятостью, заключила Юлия Долженкова.