Проблема незаконного перемещения российских детей за рубеж одним из родителей вопреки судебным решениям и воле второго супруга обостряется в условиях текущей международной обстановки. По данным публичной базы ФССП «Внимание, разыскиваются дети!», на сегодняшний день в розыске числятся 60 несовершеннолетних. В большинстве случаев следы детей теряются сразу после пересечения границы РФ. Примером служит ситуация москвича, чью дочь бывшая жена, гражданка Украины, незаконно вывезла за пределы страны, нарушив вердикт суда. «Известия» выяснили, почему государственные структуры сталкиваются с трудностями в поиске и возвращении юных россиян на родину.
Поиски без результата7 июля Красногорский городской суд отклонил ходатайство о прекращении исполнительного производства по делу о возвращении Даны Самохваловой в Россию. Ранее судебные приставы, отвечающие за поиск ребенка, пытались через суд добиться приостановки этого процесса.
— Видимо, приставы хотели переложить ответственность за собственную бездеятельность на судебные органы, но суд пресек эту попытку, — поясняет отец девочки Дмитрий Самохвалов. — В качестве аргумента они ссылались на телефонный разговор с моей бывшей женой, заявившей о нежелании возвращаться в РФ. У них есть все необходимые полномочия для поиска российского ребенка в любой стране. Просто никто не хочет этим заниматься.
Самохвалов уже несколько лет борется за возвращение дочери, которую его экс-супруга Диана Сухан вывезла за границу, нарушив решение суда.
— Меня отправляют по инстанциям, хотя закон и международные нормы поддерживают мою позицию, — делится Самохвалов. — Есть основания полагать, что дочь находится в Финляндии — там живут родственники бывшей жены. Однако приставы не предпринимают действий. Они могли бы через посольство и официальные запросы установить ее точное местонахождение. Тогда я бы смог поехать туда и нанять местных юристов. Хотя бы просто узнать, что с ней всё в порядке. Но этой работы не ведется.
Игнорирование международных нормРФ, как и многие другие государства, является участницей Гаагской конвенции 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Документ направлен на защиту несовершеннолетних до 16 лет от незаконного перемещения или удержания за границей. Нарушением считается ситуация, когда ребенка вывозят без согласия лица, обладающего законными правами опеки согласно законодательству страны постоянного проживания. Конвенция обязывает государства-участники возвращать детей или как минимум проводить расследование таких случаев. Однако в России до сих пор не разработана четкая процедура реализации этих положений.
— Я выяснил, что вопросы взаимодействия с иностранными государствами по возвращению детей курирует Департамент госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения. Сотрудница ведомства сообщила, что моя дочь действительно находится в финском городе Вантаа. Сначала мне сказали, что мать отказалась от переговоров о возвращении, но готова встретиться со мной в Финляндии при участии соцработника. Однако когда я запросил номер дела по Конвенции и актуальную информацию, мне прислали отписку о том, что данных о ребенке нет. Контактное лицо из министерства вскоре уволилось.
В ответ на запрос «Известий» в ведомстве подтвердили, что Департамент действительно выполняет функции Центрального органа РФ по Конвенции 1980 года.
— По делу Самохваловой: 3 октября 2023 года в финский Центральный орган был направлен запрос о возвращении ребенка. Официального ответа не поступило, — сообщил Антон Жаров, представитель Минпросвещения. — 18 сентября 2024 года был отправлен повторный запрос для уточнения статуса дела. Ответа также нет.
При этом, по данным «Почты России», почтовая связь с Финляндией в настоящее время не функционирует.
Для рассмотрения запроса по Конвенции необходимо, чтобы она действовала между страной постоянного проживания ребенка и государством, куда его переместили. Россия и Финляндия являются участницами Конвенции с 2013 года.
— Центральный орган РФ не уполномочен помогать заявителям в подаче исков или правовом сопровождении дел за рубежом, — подчеркнул представитель ведомства. — Конвенция не предусматривает принудительного изъятия ребенка — решение о возвращении принимает суд страны пребывания несовершеннолетнего.
Семейные драмыКризис в семье Самохваловых начался во время пандемии и усугубился после начала спецоперации. Супруга, уроженка Закарпатья, заявила о намерении уехать с дочерью к родственникам в Европу. После безуспешных попыток сохранить семью последовал развод. Первоначально суд оставил ребенка с отцом, к которому девочка была сильно привязана.
Однако позже пензенский суд (место регистрации Самохвалова) изменил решение в пользу матери — приставы передали ей ребенка без надлежащего оформления. Вскоре женщина исчезла с дочерью. В 2024 году красногорский суд (место прописки матери) вновь определил место жительства ребенка с отцом. К этому времени выяснилось, что Сухан покинула Россию осенью 2022 года — сначала в Белоруссию, затем в Польшу. Позже стало известно, что ребенок находится в Хельсинки, а затем в Вантаа. Все это время отец не мог пообщаться с дочерью.
Это не единственный случай незаконного вывоза детей. Жительница Саратова годами ищет сыновей, которых их отец, гражданин Палестины, вывез на родину в Вифлеем. Несмотря на решения российского и шариатского судов в ее пользу, по неподтвержденным данным, дети могли быть переправлены в Турцию.
Правовые нюансы— По российскому законодательству согласие второго родителя не требуется для выезда ребенка за границу с одним из супругов. Однако принимающая страна может запросить такой документ при оформлении визы или на границе, — пояснили в Федеральной нотариальной палате. — Если ребенок путешествует с другими сопровождающими, необходимо нотариальное согласие одного из родителей с указанием стран и сроков поездки. Можно оформить разовое согласие или долгосрочное — на несколько лет.
Родитель, возражающий против выезда ребенка, может подать в МВД заявление о запрете, указав срок действия и конкретные страны. Запрет можно отозвать, а при несогласии второго родителя — оспорить в суде.
«Известия» отправили запрос в ФССП, но на момент публикации ответ не поступил.