Тема изъятия замороженных российских активов всё чаще поднимается в британской политике, сообщили «Известиям» в российском посольстве. Похоже, Лондон ищет источники финансирования помощи Украине, особенно после того, как США переложили эту финансовую нагрузку на европейских союзников. Парламент Великобритании также ведёт обсуждения по этому вопросу, однако большинство законодателей выступают против подобных действий. При этом, как отмечают российские дипломаты, британские власти избегают каких-либо переговоров с Москвой. Возможен ли реальный захват российских средств и готовы ли к этому британские власти — разбираемся в материале «Известий».
Британия обсуждает варианты изъятия российских активовНа фоне продолжающегося украинского кризиса западные страны всё активнее рассматривают способы присвоения российских активов для финансирования Киева. В отличие от прошлых решений, речь идёт не только о доходах от этих средств, но и об их прямой конфискации. Ранее подобная схема уже применялась: в мае ЕС перечислил Украине €1 млрд, полученных с процентов от замороженных российских активов. Великобритания также использует этот подход. Например, в конце июня премьер-министр Кир Стармер направил Киеву £70 млн, полученных с процентов, на закупку 350 современных зенитных ракет. «Использование замороженных российских активов для усиления обороны Украины — правильное решение. Безопасность Украины напрямую связана с нашей собственной», — заявил он.
Дипломатического решения этого вопроса ожидать не приходится. Как сообщили «Известиям» в российском посольстве, британские власти не проявляют интереса к переговорам с Москвой по поводу замороженных российских государственных активов, находящихся как в Великобритании, так и в других странах G7.
— Официально утверждается, что эти средства якобы пойдут на послевоенное восстановление Украины. Однако в последнее время всё чаще звучат призывы просто изъять их под предлогом «помощи» Киеву. На самом же деле это лишь попытка компенсировать затраты Запада на поддержку коррумпированного украинского режима, — пояснили дипломаты.
Обсуждения по поводу конфискации российских активов ведутся и в британском парламенте, сообщил «Известиям» член палаты лордов Ричард Балф. По его словам, некоторые политики больше заинтересованы в том, чтобы «насолить» России, чем в соблюдении законности.
— Споров на эту тему много. Я и ряд других политиков считаем, что мы не имеем права изымать средства, размещённые в наших банках на законных основаниях. Более того, такие действия подорвут доверие к британской финансовой системе. Кто захочет хранить деньги в стране, где государство может их просто отнять? — заявил Балф.
Большинство банковских экспертов согласны, что подобные шаги нанесут серьёзный удар по репутации британских финансовых институтов. В парламенте сторонников конфискации также меньшинство, и у них нет чёткого плана реализации этой идеи.
Интерес к изъятию российских активов возрос после заявлений Дональда Трампа о том, что Европа должна взять на себя расходы по вооружению Украины. Вскоре после этого Великобритания и Германия подписали «историческое» соглашение о военном сотрудничестве, прямо ссылаясь на угрозу со стороны России.
Какие инструменты доступны ЗападуВеликобритания пока не разработала правового механизма для конфискации российских активов. В 2023 году в парламенте обсуждался соответствующий законопроект, но его рассмотрение было приостановлено.
Однако в других странах такие механизмы уже действуют, отмечает эксперт РСМД Иван Тимофеев.
— В Канаде, например, существует закон, позволяющий по решению суда изымать российские суверенные или частные активы и передавать их Украине, — пояснил он.
Канада первой среди западных стран попыталась создать подобный механизм, чтобы поделиться опытом с Европой. Сейчас обсуждается план, по которому канадские банки будут обязаны замораживать счета лиц под санкциями, а правительство — принимать решение о передаче этих средств Украине.
— В ЕС уже конфискуют доходы от российских суверенных активов, а в США действует схема передачи Украине средств в рамках уголовных дел. Великобритания теоретически может пойти тем же путём, но пока у неё нет для этого правовой базы, — добавил Тимофеев.
Пока Лондон может использовать точечные меры, например, конфискацию частных активов под предлогом борьбы с отмыванием денег, отмечает эксперт МГИМО Екатерина Арапова.
В посольстве РФ, однако, подчёркивают, что санкции уже не оказывают серьёзного влияния на российскую экономику.
— Великобритания уже не обладает достаточной экономической мощью, чтобы нанести России существенный урон. Санкции сейчас больше нужны для внутренней пропаганды, чтобы оправдать экономические трудности перед своими гражданами, — заявили дипломаты.
Возможные ответные меры РоссииЭксперты сомневаются, что Великобритания решится на прямое изъятие российских активов.
— Британские власти понимают, что без должного юридического обоснования банки столкнутся с исками в международных арбитражах. К тому же, финансовый сектор активно лоббирует против таких мер, — пояснила Екатерина Арапова.
Кроме того, Лондон опасается зеркальных действий со стороны Москвы. Если российские активы в Великобритании оцениваются в $25 млрд, то британские в России — в $18-20 млрд.
— Россия оставляет за собой право на защиту своих суверенных активов. Любые попытки их изъятия будут встречены жёстким ответом, — подчеркнули в посольстве.
В России уже рассматривают возможность конфискации активов резидентов недружественных стран в ответ на аналогичные действия. В мае 2024 года Владимир Путин подписал указ, позволяющий компенсировать ущерб российским владельцам за счёт имущества США и американских компаний в РФ.