Судьба Украины зависит от России и США


Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

Смена правительства на Украине: пиар или реальные перемены? Эксклюзивное мнение Николая Азарова

Смена правительства на Украине не повлияет на ход переговоров, рассказал «Известиям» бывший премьер-министр страны Николай Азаров. Киев согласится на мир, когда ему дадут команду западные хозяева, однако сегодня у президента США Дональда Трампа нет четкой стратегии в украинском вопросе, считает политик. Тем временем западное оружие продолжает поступать, а мобилизация в стране будет усиливаться. Хотя приоритетнее провести выборы и установить легитимную власть. О причинах смены кабмина, новом раунде переговоров и отношениях Вашингтона и Киева — в эксклюзивном интервью Николая Азарова «Известиям».

«Третий, второй, пятый или десятый раунд не зависит от состава правительства»

— Верховная рада сняла Дениса Шмыгаля с поста премьер-министра Украины, а вместе с ним в отставку ушло всё правительство страны. С чем это связано и почему происходит именно сейчас?

— Им надо отвлечь внимание людей от той сложнейшей ситуации, которая сложилась сейчас в результате действий самого президента и правительства. Поэтому инициируются громкая отставка всего кабмина и приход новых людей. Будут рассказывать о том, какие новые программы будут реализовывать, как хорошо люди будут жить при новом правительстве. Всё это может отвлечь внимание людей на пару месяцев или на полгода. Но проблемы никуда не денутся. Поэтому причина одна — это пиар, отвлечение внимания людей от тех насущных проблем, которые их тревожат. Новые назначения в правительстве и утверждение нового премьер-министра [Юлии Свириденко] вовсе не говорят о том, что будут какие-то радикальные улучшения, изменения и реформы. Всё продолжится в том же ключе, что было и при Шмыгале.

— Может ли смена правительства приблизить третий раунд переговоров России и Украины?

— Третий, второй, пятый или десятый раунд не зависит от состава правительства. По конституции прерогатива внешней политики относится к ведению президента. Правительство тоже участвует, но основная роль во внешнеполитических вопросах отводится президенту. Так называемому, к сожалению. Но даже это не прояснит то, когда будет новый раунд. Он будет тогда, когда реальные хозяева господина Зеленского скажут ему: «Не тяни, садись за стол переговоров или по крайней мере имитируй. Сделай вид, что ты ведешь переговоры, но не уклоняйся».

Раз Трамп требует в 50-дневный срок установить мир, то Киев не может занимать противоположную позицию. Однако план мира заключается в том, что представители киевского режима должны сказать, что они готовы уйти и провести свободные выборы. Разве они это скажут? Не скажут. Значит, будет имитация мирного процесса, чтобы американцы не применили санкции по типу прекращения поставок вооружений или финансирования.

— Может ли обновленный кабинет министров изменить подход к урегулированию конфликта и способствовать ужесточению политики Дональда Трампа?

— Нет, конечно. Еще раз подчеркиваю: что бы там ни делал кабинет министров, это никак не влияет на решение вопросов мира, потому что этот самый кабинет министров вместе с Зеленским уже три с половиной года — главное препятствие на пути мирного процесса. Трамп это понимал. Поэтому в феврале он выдвинул следующий алгоритм достижения мира: власть в Украине нелегитимна, надо проводить выборы. Когда изберут нормальную демократическую власть, с ней можно будет договориться о мире. Но сейчас его позиция изменилась. Он начинает повторять те шаги, которые делал его предшественник [Джо] Байден.

«Введение военного положения для них означает продление срока действия режима»

— Верховная рада продлила военное положение и мобилизацию на три месяца, до 5 ноября. Означает ли это, что до ноября не стоит ожидать выборов?

— Совершенно понятно, что введение военного положения для них означает продление срока действия режима. Они постоянно его продлевают под предлогом военного положения и поэтому продолжают военные действия. Благодаря закону о военном положении они сохраняют у себя власть. Я несколько раз публично говорил, что этот закон, принятый при Порошенко, не соответствует конституции, потому что она не предусматривает никаких сроков продления полномочий президента. В конституции указано, что полномочия могут быть только для Верховной рады, а для президента там определен срок в пять лет. Однако Порошенко протянул закон, по которому при военном положении можно не проводить выборы, но сам выпал из обоймы и ушел в отставку. Зеленский этим воспользовался.

Замечу, что отставка правительства тоже не соответствует закону о военном положении. Там прямо говорится, что во время военного положения нельзя отправлять в отставку правительство. Но конституция не работает. Киевский режим делает то, что ему говорят западные хозяева.

— Будет ли продлеваться военное положение после ноября этого года? И будет ли сейчас усиливаться мобилизация?

— Мобилизация будет усиливаться, потому что идут военные действия, на фронте есть потери, их надо восполнять. Она проводится самым жестоким образом. На это обратил внимание премьер-министр Венгрии [Виктор] Орбан, когда убили венгра в территориальном комитете по комплектованию.

Киевский режим несамостоятелен. Это управляемый режим, который не принимает ключевые решения. Например, США отказали [бывшему министру обороны] Рустему Умерову в назначении послом. Совершенно правильно отказали, потому что Умеров — представитель террористического крыла «Крымско-татарского меджлиса» (признан экстремистской организацией и запрещен в РФ). Он террорист, который подрывал линии электропередачи, ведущие в Запорожье и оставил Крым без света. Американцы не захотели принять его в качестве посла, хотя о его назначении говорил Зеленский. Прошло два дня после окрика из Вашингтона, и Умеров куда-то скрылся. Его забыли и уже выдвигают [бывшего вице-премьера Ольгу] Стефанишину. Это мелкий, но показательный пример. Всё, что будет происходить на Украине, зависит от двух главных субъектов международного права — США и России. Как они решат, так и будет. Пока киевский режим не сменится и не появится полноценный субъект международного права, который будет действовать в соответствии с конституцией, ничего положительного не будет.

«Спецслужбы продолжают работать»

— Как долго Киев еще сможет вести боевые действия? Какой сейчас потенциал у ВСУ?

— Как мы видим, потенциал есть. Каждые сутки в порты Одессы прибывают корабли, а сухопутным транспортом поставляются вооружения. Нужды в беспилотниках они не испытывают. Все разговоры о том, что кто-то что-то прекратит, не реализуются на деле. Пока не будет достигнута договоренность между двумя ключевыми субъектами, западные страны будут продолжать снабжать ВСУ всем необходимым оружием.

Мы много раз слышали разговоры о том, что Европа устала. Усталость — не политический термин. Это эмоциональный термин журналистов. Спецслужбы продолжают работать. Перед ними никто задачу снабжения киевского режима оружием не снимал. Противник очень серьезный. Он не устает.

«Есть хозяин, и есть его марионетка»

— На Украине в последние дни находился спецпосланник США Кит Келлог. Считается, что именно он выполняет роль главного коммуникатора со Штатами. Как вы оцениваете текущие отношения между Вашингтоном и Киевом?

— Отношения очень простые. Есть хозяин, и есть его марионетка. Марионетке иногда позволяется взбрыкнуть. На этом ее свобода действий заканчивается. Стратегически она выполняет то, что ей приказано делать. Сейчас есть информация, что в большей степени британцы стали влиять на реальную политику. Возможно, так и есть, потому что у Трампа сейчас много всяких проблем, поэтому часть функций передали Великобритании.

— Изменились ли эти отношения с приходом администрации Трампа? Неоднократно появлялись новости об их словесных перепалках с Зеленским. Стоит ли ожидать большего обострения?

— Под обострением отношений нужно понимать реальные практические действия. Это прекращение поставок оружия или сокращение объемов финансирования. Пока этого не произошло, а есть только публичные информационные события, например перепалка в Овальном кабинете. Пока что реальные действия не свидетельствуют о том, что Штаты меняют свою стратегию.

— При каких обстоятельствах США могут полностью прекратить финансирование Украины и поставки вооружения?

— Чтобы это произошло, США должны изменить свою стратегию. При Трампе она изначально заключалась в том, чтобы заключить перемирие на Украине, провести выборы, обеспечить приход легитимной власти и установить долгосрочный мир. Однако со временем она поменялась. Возможно, это произошло из-за теневого мирового правительства. Это не шутки и не игра слов. Это реально существующая финансово-экономическая сила, которой подчиняются огромные корпорации и финансовые ресурсы. Они имеют огромное влияние на государственные аппараты. Например, и Стармер, и Мерц, и Макрон — ставленники глубинных корпораций.

Пока у Трампа нет внятной стратегии, а есть шараханье. Даже после истечения 50-дневного срока и введения санкций Россия не рухнет. Китайцы как работали с Россией, так и будут продолжать работать. Индийцы уже заявили, что никаких вторичных санкций не признают.

— Следуя антироссийской повестке, сейчас Киев усиливает давление на УПЦ. В случае достижения мира может ли это давление прекратиться? Или это уже необратимый процесс?

— Давление прекратится только в том случае, если будет изменен киевский режим. В конституции четко записано, что церковь на Украине отделена от государства. Когда Зеленский встречался с новым папой Львом XIV, об этом также не упоминалось, хотя папе должны были дать справку, что на Украине захвачено 1,5 тыс. православных храмов, сотни священников посажены в тюрьмы, а митрополитам приходят повестки о призыве по мобилизации. Я об этом рассказываю, чтобы вы понимали, в каком мире мы сейчас живем. В нем отсутствуют какие-либо нормы и права, общеевропейские или мировые ценности. Ничего этого нет. Есть определенный интерес.