Центральная власть в Сирии теряет контроль над южными регионами: провинция Эс-Сувейда фактически перестала подчиняться Дамаску, а силовые операции правительственных войск только ухудшили положение. Сирийская армия начала военную кампанию в друзском городе Эс-Сувейда, объявив о ликвидации незаконных вооруженных группировок. В ответ на атаки на друзские поселения в конфликт вмешались местные отряды самообороны и Израиль, который нанес удары по столице Сирии, включая президентский дворец, и пообещал расширить масштабы атак. Вечером 16 июля лидер друзов опроверг информацию о возможном перемирии с центральным правительством. Способен ли Дамаск перейти от военных действий к переговорам и как вмешательство внешних сил обостряет конфликт — в материале «Известий».
Боевые действия на юге СирииВооруженное противостояние в городе Эс-Сувейда, где проживает преимущественно друзское население, стремительно становится одним из самых кровавых эпизодов в новейшей истории Сирии. С момента начала операции, объявленной сирийскими властями, в столкновениях погибли свыше 200 человек, включая не менее 93 военнослужащих. Израиль атаковал позиции сирийской армии ракетами и пригрозил усилить удары, если наступление на друзов продолжится. 16 июля израильские самолеты нанесли удар по районам рядом с президентским дворцом в Дамаске.
15 июля сирийское министерство обороны сообщило о вводе регулярных войск и полицейских подразделений в Эс-Сувейду. Официальной целью операции назвали «нейтрализацию незаконных вооруженных групп». По данным на утро 16 июля, после временного перемирия, согласованного с местными лидерами, боевики нарушили договоренности и атаковали армейские и полицейские подразделения. В ответ сирийские военные открыли огонь.
16 июля сирийские власти заявили о достижении соглашения о прекращении боев в провинции Эс-Сувейда между правительственными войсками и вооруженными группировками. Ранее аналогичные заявления сделали представители друзской общины. Однако наиболее авторитетный духовный лидер друзов шейх Хикмат аль-Хиджри опроверг слухи о перемирии и заявил, что бои продолжатся до полного освобождения региона. По его словам, никаких договоренностей с Дамаском достигнуто не было.
В провинции действуют местные отряды самообороны. После серии нападений на друзские деревни, в том числе с участием бедуинских боевиков, местные формирования вступили в конфликт с правительственными силами. Одновременно были перекрыты ключевые дороги, связывающие провинцию с другими регионами, включая трассу на столицу.
— Основная проблема режима — системная потеря легитимности и неспособность обеспечить безопасность, — объясняет «Известиям» эксперт по друзским общинам Ален Сааб. — С одной стороны, Дамаск не контролирует антидрузскую риторику в проправительственных кругах, из-за чего даже локальные инциденты воспринимаются как угроза. С другой — действия силовиков сопровождаются грабежами и насилием, что окончательно разрушает доверие местных жителей к власти.
По данным Сирийского центра мониторинга прав человека, наиболее ожесточенные бои идут на западных окраинах города. Зафиксированы не только вооруженные столкновения, но и внесудебные расправы.
Справка «Известий»Друзы — этноконфессиональная группа, проживающая в горных и пустынных районах Ливана, Сирии, Израиля и Иордании. Их отличает уникальная религиозная система и образ жизни. В частности, друзы верят в реинкарнацию, не совершают обязательных молитв, отвергают многоженство и традиционные исламские ритуалы. Из-за этого радикальные исламисты не признают их мусульманами, иногда называют язычниками и призывают к их уничтожению. Иногда друзов ошибочно причисляют к шиитам-исмаилитам. Численность друзской общины на Ближнем Востоке не превышает 1,5 млн человек, при этом крупнейшая группа живет в Сирии — от 700 тыс. до 850 тыс.
Министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил, что страна не допустит нападений на друзов и нанесет новые удары, если сирийские войска не покинут провинцию. 16 июля израильская армия начала наращивать силы у границы с Сирией.
Действия Израиля, по мнению эксперта Российского совета по международным делам Кирилла Семенова, выходят за рамки защиты друзов.
— После событий 7 октября 2023 года Израиль изменил подход к безопасности, и теперь контролируемый хаос у границ считается более предпочтительным, чем стабильные государства, которые в будущем могут угрожать еврейскому государству. Отдельные вспышки насилия легче подавлять, чем противостоять организованным структурам, — пояснил эксперт. — Отсюда идея создания демилитаризованной зоны на юге Сирии под контролем друзских формирований.
Однако, как отмечает Кирилл Семенов, такая стратегия опасна. «Потеря Эс-Сувейды может привести к краху режима в Дамаске, чего и добивается Израиль, но это спровоцирует распад сирийской государственности, чем воспользуются радикалы, в том числе группировки ИГИЛ (ИГ, запрещенная в России террористическая организация), действующие в пустыне», — подчеркнул эксперт.
Между тем в Эс-Сувейде резко ухудшилась гуманитарная обстановка. Город остался без электричества и воды: повреждены ЛЭП, остановлены насосные станции. Доставка продовольствия и медикаментов почти невозможна: дороги заблокированы, обстрелы не прекращаются. Запасы продуктов и лекарств заканчиваются, люди прячутся в домах, многие деревни отрезаны от внешнего мира. В некоторых районах закрыты больницы.
Причины потери контроля над ситуацией в СирииПровинция Эс-Сувейда всегда сохраняла определенную автономию от центра. Друзская община, несмотря на формальную лояльность Дамаску, часто действовала самостоятельно, особенно в вопросах безопасности. Попытка силового подчинения региона может окончательно разрушить остатки доверия между властью и местным населением.
Если сирийские власти не разработают четкий и инклюзивный план стабилизации юга, кризис в Эс-Сувейде может перерасти в полномасштабный конфликт, а вмешательство внешних сил, включая Израиль, только усилит напряженность в регионе.
По словам востоковеда Кирилла Семенова, одна из главных причин эскалации — слабость режима. Силовые структуры представляют собой смесь разнородных группировок — от сирийских и турецких националистов до умеренных исламистов и джихадистов. Каждая действует по своей идеологии, что делает централизованное управление невозможным.
— Более того, участие этих формирований в операциях на юге вызывает глубокое недоверие у друзов, которые видят в них угрозу, — отмечает эксперт. Это не стабилизирует ситуацию, а подталкивает местных жителей к сопротивлению.
Переговоры, по мнению Алена Сааба, в ближайшее время маловероятны. «Местные формирования больше не считают Дамаск партнером. Поддержка Израиля и успехи в отражении атак сместили их цели от обороны к попытке вытеснения власти из провинции. Дамаск же не может отступить без потери авторитета», — говорит Сааб.
Однако эксперт сомневается, что власти пойдут на масштабную силовую операцию. С одной стороны, это даст Израилю повод для полномасштабного вторжения в южные провинции Сирии, включая Дараа, Дамаск и Эль-Кунейтру. С другой — ливанские друзы, включая политика Валида Джумблата и духовных лидеров, давят на Дамаск, требуя отказаться от силового сценария.
— В долгосрочной перспективе диалог неизбежен, — уверен Сааб. — Провинция изолирована, зависит от внешних поставок. Но теперь переговоры возможны только с учетом силы друзских отрядов и признания их политического веса.
Кирилл Семенов также отмечает, что конфронтация обостряется из-за внешнего вмешательства, поскольку Израиль активно использует разногласия между друзскими лидерами.