Директору МХАТа и художественному руководителю Михайловского театра Владимиру Кехману предъявлено обвинение в хищении денежных средств, сообщают источники «Известий» в правоохранительных структурах. По их данным, ведётся проверка трёх контрактов, где могли быть завышены сметные расходы. В деле фигурируют и другие лица. В ближайшее время для руководителя театра может быть определена мера пресечения, которая, вероятнее всего, не предусматривает содержание под стражей. Подробнее о ситуации — в материале издания.
Суть обвинений против Владимира КехманаКак стало известно «Известиям», директору МХАТа им. Горького Владимиру Кехману инкриминируют растрату бюджетных средств при ремонте театральной сцены. Об этом сообщили несколько осведомлённых источников в силовых ведомствах.
— Речь идёт о трёх контрактах, по которым расходы оказались значительно выше запланированных, — пояснил собеседник издания. — Обвинение уже предъявлено, но ограничительные меры пока не применялись. Скорее всего, его ожидает домашний арест. Кроме него, по делу проходят ещё несколько человек.
Владимир Кехман был доставлен в Следственный комитет 9 июля и отпущен лишь на следующий день. Во время допроса правоохранители провели обыски в его квартире, помещениях театра, а также в офисах фирм, получавших подряды от МХАТа.
Как предполагают источники, претензии могут быть связаны с контрактами на восстановление исторической сцены театра. Работы начались в 2022 году. По подсчётам «Известий», общая сумма государственных контрактов превысила 2 миллиарда рублей. Эти средства направлялись на проектирование, ремонтные работы, закупку и установку оборудования. Основные траты пришлись на 2022 и 2023 годы. В 2025 году закупки, связанные с ремонтом, составили более 130 миллионов рублей.
Несмотря на значительные затраты и длительный срок работ, завершить реконструкцию планируется только к октябрю 2025 года.
«Известия» обратились в Министерство культуры с запросом о возможных кадровых изменениях в театрах в связи с уголовным делом и о том, кто может временно заменить Кехмана на руководящих должностях.
Финансовые проблемы Владимира КехманаКак выяснили «Известия», у директора МХАТа накопились серьёзные долговые обязательства. Согласно данным ФССП, его задолженность достигает почти 18 миллиардов рублей. В отношении него открыто шесть исполнительных производств по кредитным обязательствам.
Эти финансовые проблемы могут быть связаны с событиями 2012 года, когда компания Кехмана JFC (крупный поставщик фруктов, включая бананы) объявила о банкротстве. Банки обвинили руководство фирмы в нецелевом использовании кредитных средств. «Сбербанк» заявил о хищении 6 миллиардов рублей, а общий объём претензий превысил 18 миллиардов. В 2017 году уголовное дело было закрыто в связи с истечением срока давности.
Однако в том же году началась процедура банкротства самого Кехмана, который взял на себя часть долгов JFC.
— Его обязательства перед кредиторами составили около 9,5 миллиардов рублей, что подтверждено судебными решениями. Погасить эту сумму он не смог, вернув лишь 9 миллионов, — рассказал финансовый управляющий Михаил Бологов.
Для погашения долга были проданы личные вещи Кехмана, включая дорогие аксессуары и картины. Другое имущество, подлежащее реализации, отсутствовало.
— По закону нельзя изымать единственное жильё, — пояснил Бологов.
Несмотря на финансовые трудности, в 2015 году Кехман возглавил Новосибирский театр оперы и балета. В 2016 году его оштрафовали на 200 тысяч рублей за нарушения при ремонте здания, являющегося объектом культурного наследия. В 2021 году он стал директором МХАТа.
Возможные последствия для Владимира КехманаЗа хищение в особо крупном размере Кехману может грозить штраф или лишение свободы сроком до десяти лет, отметила адвокат Екатерина Кутузова.
— Подобные инциденты с нецелевым использованием бюджетных средств в сфере культуры, особенно при масштабных реконструкциях, происходят регулярно, — сказала она.
По мнению эксперта Екатерины Косаревой, переход Кехмана из свидетелей в обвиняемые говорит о том, что следствие выявило хотя бы предварительную схему его возможного участия в нарушениях. Например, он мог утверждать финансирование сомнительных контрактов или участвовать в завышении стоимости работ.
— Применение этой статьи указывает на системный характер нарушений и ущерб свыше 1 миллиона рублей, — добавила она.
По версии следствия, в трёх контрактах была искусственно завышена стоимость. Как пояснила Косарева, это распространённая схема при расходовании государственных средств в культурной сфере.
— Суть в том, что реальные затраты на ремонт или оснащение не соответствуют заявленным в документах. Работы могут выполняться не полностью или оплачиваться по завышенным расценкам, — пояснила эксперт.
Следствие, по всей видимости, собрало достаточные доказательства для предъявления обвинения.
— Особенность в том, что театры и музеи часто финансируются из бюджета, но их руководители самостоятельно распределяют средства, неся ответственность за их целевое использование, — отметила Косарева. — При слабом контроле со стороны министерств создаются условия для злоупотреблений, особенно в условиях непрозрачных закупок.