Нефтяной кризис: влияние на бюджет России


Фото: Getty Images/imaginima

Нефтегазовые доходы бюджета падают: что ждет экономику в 2025 году?

Поступления в бюджет от нефтегазового сектора продолжают снижаться: согласно отчету Минфина, в июне они достигли 494,8 млрд рублей, что на треть меньше, чем в тот же месяц предыдущего года. Аналогичное значительное падение наблюдалось и в мае. Главная причина – падение котировок нефти в последние месяцы. Даже временный рост цен на фоне напряженности на Ближнем Востоке не смог переломить негативную тенденцию. В статье «Известий» рассматривается, продолжится ли этот спад и удастся ли выполнить бюджетные планы на 2025 год в условиях сокращающихся нефтегазовых доходов.

Резкое снижение НДПИ

Показатель в 495 млрд рублей – один из самых низких за последние годы. Хуже было лишь в январе 2023-го (425 млрд). По сравнению с маем наблюдается снижение на 3,5%. В целом доходы уменьшались как в первом, так и во втором кварталах (по сравнению с аналогичными периодами 2024 года). За полугодие спад составил 17% без поправки на инфляцию. В абсолютных цифрах снижение в I и II кварталах достигло 287 млрд и 676 млрд рублей соответственно.

Основное падение зафиксировано в налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Снижение продолжается шесть месяцев подряд. Например, в январе поступления составляли 1,049 трлн рублей, в апреле – 769 млрд, а в июне – всего 609 млрд. НДПИ на газ обрушился более чем в 2,5 раза – с 143 млрд рублей в январе до 58 млрд в апреле. Это связано с резким сокращением экспорта российского газа, несмотря на небольшой рост мировых цен.

Хотя выплаты нефтяникам по демпферу и «отрицательный акциз» также сокращались (в 2025 году объем субсидий ожидается на уровне 2,6 трлн рублей – на 1,4 трлн меньше запланированного), этого оказалось недостаточно для компенсации падения НДПИ. Во II квартале сборы этого налога упали на триллион рублей по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Помимо нефтяных цен, негативное влияние оказало укрепление рубля в последние месяцы.

Тем не менее, ситуация с нефтегазовыми доходами несколько улучшается благодаря сокращению субсидий нефтеперерабатывающим заводам. Во II квартале 2025 года общие выплаты по демпферу, обратному акцизу и инвестиционной надбавке снизились на 555 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2024-го. Определенную роль сыграло и падение цен на бензин и дизель в Европе – они по-прежнему учитываются в формуле расчета демпфера, несмотря на эмбарго на российскую нефть.

Дальнейшая динамика будет зависеть от нефтяных котировок. В ближайшее время существенного роста цен ожидать не стоит. ОПЕК+ ежемесячно увеличивает добычу примерно на 400 тыс. баррелей в сутки, причем некоторые страны (например, Казахстан и ОАЭ) не всегда соблюдают квоты. Кроме того, возможна частичная отмена санкций против Ирана в случае прогресса по ядерной программе. Со стороны спроса также нет предпосылок для резкого роста, особенно с учетом торговых конфликтов. Всё это оказывает давление на цены. Хотя нельзя исключать новый виток напряженности на Ближнем Востоке, пока аргументы против такого сценария перевешивают. Вероятно, до конца года нефть не поднимется выше $70 за баррель.

Столь значительное сокращение нефтегазовых доходов вызывает опасения по поводу исполнения бюджета. За пять месяцев дефицит составил 3,4 трлн рублей. По последним оценкам, по итогам года он может достичь 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП). Дальнейшее ухудшение ситуации потребует либо увеличения заимствований, либо дополнительных трат из Фонда национального благосостояния.

Надежда на курс рубля

Как отметил в беседе с «Известиями» старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян, главные причины падения нефтегазовых доходов в июне – низкие мировые цены на нефть и укрепление рубля. Однако он считает, что ситуация для бюджета не критична.

— Во второй половине 2025 года положение может частично улучшиться за счет ослабления рубля до 90 и выше. Этому поспособствует смягчение денежно-кредитной политики ЦБ. Цены на нефть, скорее всего, останутся на текущем уровне из-за ожидаемого профицита на рынке. Обновленные бюджетные параметры уже учитывают ухудшение конъюнктуры, – пояснил эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко также не видит причин для паники на нефтяном рынке и, соответственно, в бюджетных поступлениях.

— Мы не прогнозируем дальнейшего существенного падения цен на нефть или расширения спредов на российские сорта. Наш прогноз по средней цене на нефть в этом году умеренно оптимистичный. Однако курс рубля продолжает оставаться неблагоприятным для экспортеров. К концу года ожидается его ослабление по мере смягчения политики ЦБ, что может несколько улучшить ситуацию с нефтегазовыми доходами, – считает собеседник издания.

По его словам, хотя наполнение бюджета вызывает определенные сложности, их нельзя назвать критическими.

— Напомню, что в России действует бюджетное правило: если цена опускается ниже отсечки, Минфин использует средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, в бюджетный прогноз уже заложено снижение цены на нефть до $56 за баррель против $69,7 в предыдущем проекте. Соответственно, нефтегазовые доходы теперь планируются на уровне 8,3 трлн рублей (ранее – 10,9 трлн). Дефицит расширен с 1,2 трлн до 3,8 трлн рублей. Часть недобора может быть компенсирована за счет ненефтегазовых доходов.

Отметим, что за первые пять месяцев года ненефтегазовые поступления выросли на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысили плановые показатели. Дальнейшая динамика будет зависеть от экономической ситуации (при «жесткой посадке» эти доходы также сократятся), но пока видно, что частичная компенсация падения нефтегазовых поступлений происходит.